-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в –усс

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.09.2009
«аписей: 739
 омментариев: 5043
Ќаписано: 6550

 ак раньше строили дома на –уси?

„етверг, 31 ћарта 2011 г. 13:26 + в цитатник

 

»нструменты.

√лавным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. ѕилы, хот€ и известны с X века, но примен€лись исключительно в стол€рном деле дл€ внутренних работ. ƒело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставл€€ их открытыми дл€ воды. “опор же, смина€ волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Ќедаром, до сих пор говор€т: "срубить избу". », хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. ¬едь вокруг гвозд€ дерево гнить быстрее начинает. ¬ крайнем случае примен€ли дерев€нные костыли.

ќснова. —крепление.


ќснову дерев€нной постройки на –уси составл€л "сруб". Ёто скрепленные ("св€занные") между собой в четырехугольник бревна.  аждый р€д бревен почтительно называли "венцом". ѕервый, нижний венец часто ставили на каменное основание - "р€ж", который складывали из мощных валунов. “ак и теплее, и гниет меньше.


ѕо типу скреплени€ бревен между собой различались и виды срубов. ƒл€ хоз€йственных построек примен€лс€ сруб "в режь" (редко положенные). Ѕревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скрепл€лись вовсе. ѕри скреплении бревен "в лапу" концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. ¬енцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой.
—амым надежным, теплым, считалось скрепление бревен "в обло", при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. “акое странное сегодн€ название происходит от слова "оболонь" ("облонь"), означающего наружные слои дерева (ср. "облекать, обволакивать, оболочка"). ≈ще в начале XX в. говорили: "рубить избу в оболонь", если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываютс€. ќднако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости - "выскабливались в лас" (ласом называли гладкую полосу). “еперь же термин "обло" относ€т более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаютс€ круглыми, с облом.
—ами р€ды бревен /венцы/ св€зывались между собой при помощи внутренних шипов. ћежду венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льн€ной паклей щели. “ем же мхом часто закладывали и чердаки дл€ сохранени€ тепла зимой.
¬ плане срубы делали в виде четырехугольника /"четверик"/, либо в виде восьмиугольника /"восьмерик"/. »з нескольких р€дом сто€щих четвериков составл€лись, в основном, избы, а восьмерики использовались дл€ строительства дерев€нных церквей (ведь восьмерик позвол€ет увеличить площадь помещени€ почти в шесть раз, не измен€€ длину бревен). „асто, став€ друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.
ѕростой крытый пр€моугольный дерев€нный сруб без вс€ких пристроек называлс€ "клетью". " леть клетью, поветь поветью", - говорили в старину, стрем€сь подчеркнуть надежность сруба по сравнению с открытым навесом - поветью. ќбычно сруб ставилс€ на "подклете"- нижнем вспомогательном этаже, который использовали дл€ хранени€ запасов и хоз€йственного инвентар€. ј верхние венцы сруба расшир€лись кверху, образу€ карниз -"повал". Ёто интересное слово, происход€щее от глагола "повалитьс€", часто использовалось на –уси. “ак, например, "повалушей" называли верхние холодные общие спальни в доме или хоромах, куда вс€ семь€ уходила летом спать (повалитьс€) из натопленной избы.ќпубликовано на ruslife.org.ua


ƒвери в клети делали как можно ниже, а окна располагали повыше. “ак тепло меньше уходило из избы.
» дом, и храм строили одинаково - и то, и другое - дом (человека и бога). ѕоэтому самой простой и древней формой дерев€нного храма, как и дома, была "клетска€". “ак строились церкви и часовни. Ёто два или три сруба, соединенные друг с другом с запада на восток. ¬ церкви полагалось три сруба (трапезна€, храм и алтарный прируб), в часовне - два (трапезна€ и храм). Ќад простой двухскатной кровлей ставили скромную главку.
ћаленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревн€х, на перепутье, над большими каменными крестами, над родниками. —в€щенник в часовне не положен, алтар€ здесь не делали. ј службы отправл€ли сами кресть€не, сами крестили и отпевали. “акие неприхотливые службы, проходившие как и у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и дев€том часу после восхода солнца, назывались на –уси "часами". ќтсюда и само сооружение получило свое название. Ќа такие часовни и государство и церковь смотрели пренебрежительно. ѕотому и могли строители здесь дать волю своей фантазии. ѕотому и поражают сегодн€ современного горожанина эти скромные часовенки своей крайней простотой, изысканностью и особой атмосферой русского уединени€.

 ровл€.
 ровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую - "самцовую".


ƒл€ этого завершени€ двух торцовых стен делали из уменьшающихс€ обрубков бревен, которые и называли "самцами". Ќа них ступеньками клали длинные продольные жерди - "дольники", "слеги" (ср. "слечь, лечь"). »ногда, правда, самцами называли и концы слег, врубленные в стены. “ак или иначе, но вс€ кровл€ получила от них свое название.
—верху вниз поперек в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корн€. “акие стволы с корн€ми называли "курицами" (видимо за сходство оставленного корн€ с куриной лапой). Ёти ответвлени€ корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно - "поток". ¬ него собиралась, стекавша€ с крыши, вода. » уже сверху на курицы и слеги укладывали широкие доски крыши, упирающиес€ нижними кра€ми в выдолбленный паз потока. ќсобенно тщательно перекрывали от дожд€ верхний стык досок - "конек" ("кн€зек"). ѕод ним укладывали толстую "коньковую слегу", а сверху стык досок, словно шапкой, прикрывали выдолбленным снизу бревном - "шеломом" или "черепом". ¬прочем, чаще бревно это называли "охлупнем" - то, что охватывает.
„ем только не крыли крышу дерев€нных изб на –уси! “о солому ув€зывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижима€ жерд€ми; то щепили осиновые полень€ на дощечки (дранку) и ими, словно чешуею, укрывали избу в несколько слоев. ј в глубокой древности даже дерном крыли, переворачива€ его корн€ми вверх и подстила€ бересту.
—амым же дорогим покрытием считалс€ "тес" (доски). —амо слово "тес" хорошо отражает процесс его изготовлени€. –овное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль и в щели забивались клинь€. –асколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Ќеровности получившихс€ широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.
ѕокрывали крышу обычно в два сло€ - "подтесок" и "красный тес". Ќижний слой теса на кровле называли еще подскальником, так как часто он покрывалс€ дл€ герметичности "скалой" (берестой, которую скалывали с берез). »ногда устраивали крышу с изломом. “огда нижнюю, более пологую часть называли "полицей" (от старого слова "пола" - половина).
¬есь фронтон избы важно именовали "челом" и обильно украшали магической оберегающей резьбой. Ќаружные концы подкровельных слег закрывали от дожд€ длинными досками - "причелинами". ј верхний стык причелин прикрывали узорной свисающей доской - "полотенцем". ќпубликовано на ruslife.org.ua
 ровл€ - сама€ важна€ часть дерев€нной постройки. "Ѕыла бы крыша над головой", - говор€т до сих пор в народе. ѕотому и стал со временем символом любого храма, дома и даже хоз€йственного сооружени€ его "верх".
"¬ерхом" в древности называли любое завершение. Ёти верхи в зависимости от богатства постройки могли быть самыми разнообразными. Ќаиболее простым был "клетский" верх - проста€ двускатна€ крыша на клети. "Ўатровым" верхом в виде высокой восьмигранной пирамиды украшались обычно храмы. «атейливым был "кубоватый верх", напоминающий массивную четырехгранную луковицу. “аким верхом украшались терема. ƒовольно сложной в работе была "бочка" - двускатное покрытие с плавными криволинейными очертани€ми, завершающа€с€ острым гребнем. ј ведь делали еще и "крещатую бочку" - две пересекающиес€ простые бочки. Ўатровые церкви, кубоватые, €русные, многоглавые - все это названо по завершению храма, по его верху.
 

ќднако, более всего любили шатер.  огда в писцовых книгах указывалось, что церковь "дерев€нна сверху", то это означало, что она шатрова€.
ƒаже после никоновского запрета на шатры в 1656 году, как на бесовство и €зычество в архитектуре, в —еверном крае их все равно продолжали строить. » лишь в четырех углах у основани€ шатра возникли небольшие бочки с главками. “акой прием получил название шатра на крещатой бочке. ќпубликовано на ruslife.org.ua

ќсобо трудные времена наступили дл€ дерев€нного шатра в середине XIX в., когда правительство и правительствующий —инод вз€лись за искоренение раскольничества. —еверна€ "раскольничь€" архитектура тогда тоже попала в опалу. » все же, несмотр€ на все гонени€, типичной дл€ древнерусского дерев€нного храма остаетс€ форма "четверик-восьмерик-шатер". ¬стречаютс€ и восьмерики "от пошвы" (от земли) без четверика, особенно в колокольн€х. Ќо это уже вариации основного типа.

ќпубликовано на http://ruslife.org.ua

–убрики:  Ќаследие предков(истори€)
ћетки:  

ѕроцитировано 44 раз
ѕонравилось: 9 пользовател€м



—отис   обратитьс€ по имени „етверг, 31 ћарта 2011 г. 19:29 (ссылка)
–усс, сообщение очень понравилось.
¬от жалко только, что ¬ы букву ® не используете в тексте.
—мысл слов тер€етс€, энергетика текста мен€етс€.
я процитировала это сообщение, и отредактировала его, расставила везде букву Є по местам. ќколо стни буковок получилось.
«наете, особенно в таких текстах, где слова используютс€ древние, из оборота вышедшие, буква эта особенно важна. »бо, не пон€тно без неЄ, что за слово читаешь. “ес или тЄс, бревен или брЄвен, конек или конЄк.... и так далее.
¬ообще, буква ® - это сама€ энергоЄмка€буква нашего алфавита. Ќе даром именно на неЄ всЄ врем€ покушаютс€ и из €зыка нашего пытаютс€ выкинуть. » выкидывают, и возвращают патриоты еЄ обратно.
¬от сами подумайте, сколь много она дл€ нас значит, если все детЄныши в русском €зыке именно через букву ® пишутс€ (слышатс€).
–ебЄнок, слонЄнок, волчЄ(о)нок, лисЄнок, утЄнок, котЄнок, жеребЄнок, ослЄнок и т.д. и т.п.
∆изнь в ней. » сила.
ј сейчас еЄ оп€ть хот€т из алфавита убрать - говор€т, что русскому человеку буква эта больше не нужна - никто, говор€т, ею больше при написании не пользуетс€.
ј как же наши дети?

¬от и будет потом, как у христиан сейчас "братьс€ и —≈—“ры". ќни действительно, почему-то говор€т именно сестры, а не сЄстры.
Ќе знаете, в чЄм логика?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
mary4a   обратитьс€ по имени —уббота, 09 јпрел€ 2011 г. 21:09 (ссылка)
имхо сЄстры - значит –ќƒные мои, а с≈стры всЄ равно что дуры чужие =))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—отис   обратитьс€ по имени —уббота, 09 јпрел€ 2011 г. 22:20 (ссылка)
mary4a, может быть, ¬ы и правы.......
ѕримерно так это и звучит - рпотивоестественно и не по-родному.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 09 јпрел€ 2011 г. 22:53ссылка
—е есть –а,
® - ®та (е кр.). √рафика: соединение, взаимосв€зь буквиц »∆≈» и ≈ЌЏ, т.е. добавилась св€зь земного и небесного к структуре, определ€ющей образ. ≈сли - общее определение пон€ти€ народ, то - почитающий традиции и Ѕогов, родственный нам по определенным критери€м (наш народ). ћы это познали. ќ другом народе мы можем не знать, но о своем мы знаем всЄ.
ѕоэтому образ ЂЄтаї: познание (указующа€ форма).
см здесь http://mary4a.livejournal.com/
—отис   обратитьс€ по имени —уббота, 09 јпрел€ 2011 г. 23:19 (ссылка)
mary4a, блвгодарю за ссылку. ќчень у ¬јс интерено. Ѕуду изучать.
«начит, были у нас и и краткое, и е краткое...
¬от € всегда знала, что й - это гласна€ буква, а не согласна€, и что к согласным еЄ причислили по ошибке (или по издЄвке).
“еперь ¬ы мен€ в этом убедили, если €, конечно, ¬ас правильно пон€ла.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку