-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в –усс

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.09.2009
«аписей: 739
 омментариев: 5043
Ќаписано: 6550

Ћечебный обр€д казаклв

—реда, 02 ‘еврал€ 2011 г. 14:56 + в цитатник


¬  ќЌ“≈ —“≈ —»ћ¬ќЋ»„≈— ќ√ќ ќ—¬ќ≈Ќ»я ѕ–ќ—“–јЌ—“¬ј

 ”ЅјЌ— »ћ  ј«ј„≈—“¬ќћ (ѕќ ћј“≈–»јЋјћ ѕќЋ≈¬џ’ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»… 1993 √ќƒј Ќј “јћјЌ— ќћ ѕќЋ”ќ—“–ќ¬≈)

¬ ходе работы экспедиции был зафиксирован лечебный обр€д, имеющий широкую аналогию в полевых этнографических материалах, собранных автором в 1983 – 2000 гг. и дореволюционных источниках. „асто болеющего ребенка «продавали» кому-нибудь из соседей. «≈сли вжэ  так  болие, раньше до бабок обращалысь. Ѕабка прыйдэ й скажэ: «÷э надо у викно прода кому-нэбудь...  ого-нэбудь пидговорить, пусть прыйдэ, купэ. “ока кризь викно. ¬ы подастэ и скажытэ: «“ам € ось продаю ребенка». ј вин тода спрашуе: «ј сколько вам давать?» – «ƒа € цину нэ буду вставл€ть. —кикэ вы дастэ». “оди вин бырэ рыбенка там, особенно шоб мужык, а деньги дае в окошко матэри. ¬ин йийи тут подэржэ, подэржэ и возвращае обратно матэри [через дверь – ћ. —.]. Ѕувае поправитс€... ƒенег хто скикэ даст. –ебенок када выростэ, його щитае €к вторый свий отец» [Ѕулах ћари€ —авуст€новна, 1909 г. р.] (1).ќпубликовано на ruslife.org.ua

ѕо мнению Ќ. ». Ѕондар€ инсценировка продажи часто болеющего ребенка у кубанских казаков имела целью «обмануть болезнь, отвести ее от ребенка» (2, с. 26). ¬. ¬. ¬оронин, анализиру€ некоторые лечебные обр€ды кубанских казаков, включает этот обр€д в комплекс обр€дов «перерождени€», к которым он относит «перепекание», «продажу», «выметание на сор»  ребенка и некоторые другие, суть которых, по его мнению, заключаетс€ в «уничтожении» образа больного ребенка и получени€ нового» (3, с. 41).

Ќам представл€етс€, что ритуально-магические действи€, осуществл€емые при «продаже» ребенка имеют символической целью (в своей архетипической основе) изгнание–удаление болезни из тела ребенка, сам обр€д носит очистительный характер, а говорить о нем как об обр€де «перерождени€» [по терминологии ¬. ¬. ¬оронина] можно в контексте  ритуальной смерти и нового рождени€ ребенка, при котором происходит его исцеление («покупатель» больного ребенка становитс€ дл€ него «вторым отцом», а в инварианте, приведенном в статье Ќ. ». Ѕондар€ «покупатель» одевает на ребенка крестик и становитс€ его крестным отцом).

»зуча€ архаичное мировоззрение (пусть в его рудиментарных формах) мы не можем обойти «капитальную индоевропейско-слав€нскую культурную оппозицию» свое / чужое, которое открывает собой «целый р€д еще должным образом нераскрытых аналогичных импликаций, пронизывающих культуру» (4, с. 157). «¬ самых общих чертах свое – принадлежащее человеку, освоенное им; чужое – нечеловеческое, звериное, принадлежащее богам, сфера смерти» (5, с. 4). ѕо мнению Ѕ. ј. ”спенского, именно потусторонний мир €вл€етс€ источником целительной и плодонос€щей силы (6, с. 66). ¬полне естественно с этой точки зрени€, что герой волшебной сказки отправл€етс€ в тридес€тое царство, «чтобы получить... власть над жизнью и смертью, над болезнью, над исцелением» (7, с. 268). Ётим же объ€сн€етс€ и использование дл€ лечени€ атрибутов, св€занных с покойником, погребальным обр€дом, могильной землей, кост€ми мертвеца и проч. (—м. напр.: 8).  ак отмечал ќ. Ќ. “рубачев, глубоко укоренились воззрени€. согласно которым в тот мир переправл€лись через воду (4, с. 173). ѕредставлени€ о том, что вода отдел€ет земной мир от загробного и служит границей, которую преодолевает душа на своем пути к «тому» свету, известно многим народам (9). Ќо существуют и другие «каналы св€зи» (по терминологии ј.  . Ѕайбурина), которые принадлежат сразу двум мирам. ќни призваны и запирать границу и открывать ее в случае необходимости, в зависимости от типа ритуала.   такого рода границам, помимо прочих, относ€тс€ окна и двери.

” некоторых европейских народов (скандинавов, немцев, западных слав€н, украинцев) имеютс€ поверь€ и былички о подмененных дет€х. «—уть их состоит в том, что некие мифологические существа крадут маленьких детей и подбрасывают вместо них своих, которые отличаютс€ особой крикливостью и плохим сном» (10, с. 72). ¬ ритуально-магических способах лечени€, в данном случае, на первый план выступает иде€ обмена между человеком и иным миром; при лечении ребенка от детской бессонницы у южных слав€н (сербов, болгар), у румын и у восточных слав€н, главным образом украинцев, присутствует мотив передачи детского плача / болезни ребенку мифологического существа.ќпубликовано на ruslife.org.ua

¬ лечебно-магических обр€дах «продажи» ребенка дл€ урегулировани€ нарушений, вызванных вторжением сил чужого мира (болезнь), примен€етс€ ритуал, направленный на ее уничтожение (выдворение за пределы своего мира). –езультат достигаетс€ установлением равновеси€ между своим и чужим миром, путем обмена, сущностна€ характеристика которого носит амбивалентный характер. ќкно и дверь играют в обр€де важную роль: как мы знаем, в восточнослав€нской мифоритуальной традиции они сто€т в одном семантическом р€ду с «другими каналами св€зи» и в контексте ритуала св€заны с получением «исцелени€». „ерез границу (в данном случае это окно и дверь) ребенок попадает в мир мертвых и рождаетс€ в новом качестве (исцеленным, свободным от болезни, котора€ возвращаетс€ в свой мир). —имволическое рождение ребенка отмечаетс€ ритуальными маркерами (одевание на шею крестика «покупателем», который становитс€ крестным / вторым отцом ребенка). ѕроисходит обмен между своим и чужим миром, при этом в качестве «вещей» обмена, который должен способствовать установлению нарушенного равновеси€ выступают здоровье и болезнь, или же осуществл€етс€ обмен детьми (при случа€х «подмены» ребенка). ¬ традиционном мировоззрении ситуаци€ исцелени€ (уничтожени€, изгнани€ болезни) св€зана с максимальной синкретичностью образов и недифференцированностью утилитарного и сверхъестественного. —имволическа€ смерть / рождение ребенка, при котором происходит уничтожение болезни, находит аналогию в русле самых различных культурных традиций, в которых потусторонний мир соедин€ет функции подател€ жизни и властелина смерти.ќпубликовано на ruslife.org.ua

—уществует детальное описание обр€да «запекани€» ребенка от сухотки, сделанное одним из дореволюционных бытописателей, которое завершаетс€ «продажей» ребенка, причем знахарка забирает его на ночь, а затем возвращает матери (11). «¬ глухую полночь, когда печь простынет, одна из баб остаетс€ с ребенком в избе, а знахарка выходит во двор. ќкно в хате должно быть открыто, а в комнате темно.

–  то у теб€, кума, в избе? спрашивает со двора знахарка

– я, кума – (называет себ€ по имени)

– Ѕолее никого? продолжает спрашивать перва€

– Ќе одна, кумушка, ох не одна; а прицепилась ко мне горе-горькое, сухотка погана€

– “ак ты ее, кума, выкинь ко мне! советует знахарка

– –ада бы бросить да не могу, слышитс€ из избы

– ƒа почему?

– ≈сли выкину ее поганую, то и дите-чадо прийдетс€ выкинуть: она у нем сидит

– ƒа ты его, дите-то, запеки в печь, она и выйдет из него, слышитс€ совет кумы».

ѕосле этого ребенка кладут на лопату дл€ выпечки хлеба и помещают в печь.

«нахарка, бывша€ во дворе, обегает вокруг дома и, загл€нув в окно, спрашивает:

« – ј что ты, кума, делаешь?

– —ухотку запекаю <...>

– ј ты, кума, смотри, не запекла бы и ¬аньку

– ј чтож? – отвечает баба, и ¬анькю не пожалею, лишь бы ее, лиходейку, изжить

– ≈е запекай, а ¬аньку мне продай».

«атем знахарка передает в окно три копейки, а мать из хаты подает ей на лопате дит€. Ёто повтор€етс€ трижды, знахарка, обежав хату и каждый раз через окно возвраща€ ребенка матери, ссылаетс€ на то, что он «т€желоват». «Ќичего здорова, донесешь» – отвечает та и снова передает на лопате дит€. ѕосле этого знахарка уносит ребенка домой, где он и ночует, а утром возвращает его матери.

»з ритуального диалога между матерью ребенка и знахаркой очевидно следует доминантна€ направленность обр€да «запекани€» на реальное изгнание болезни, «сид€щей» в ребенке, что перекликаетс€ с некоторыми лечебно-магическими приемами народной медицины у кубанских казаков, ориентированными на реальное изгнание болезни из тела больного при помощи огн€, пепла, дыма (12). ќднако печь как символ «чаще всего включаетс€ в «тексты», направленные на предсказывание / узнавание или ликвидацию ущерба дл€ восстановлени€ нормального (т. е. первосотворенного) хода событий» (13), но она может рассматриватьс€ и как детородный символ, помещение в печь больного ребенка, видимо, символизирует акт повторного рождени€. ѕродажа ребенка знахарке есть способ разлучить его и болезнь, к тому же уничтожение сухотки (суд€ по диалогу) будет продолжено, дит€ передаетс€ на ночь «ритуальному специалисту», обладающему способностью к общению со сферой чужого и способной превращать своих в чужих (и наоборот), что и происходит в данном случае.

¬ недифференцированном по признаку здоровье – болезнь потустороннем мире, традиционное сознание видит порождающее начало, и символическа€ смерть / изгнание болезни трактуетс€ как повторное рождение ребенка. ¬ременное исчезновение, небытие, сопоставимы с символической смертью и реализуютс€ в обр€де как акт «продажи» ребенка. ¬озвращение ребенка (с соблюдением р€да инициально-очистительных норм) в семью символизирует его новое рождение. ѕолучение здоровь€, исцеление оказываетс€ возможным, согласно мифоритуальной традиции, благодар€ потусторонним силам, уничтожающим / принимающим обратно болезнь.

 

ќпубликовано на http://ruslife.org.ua

–убрики:  «доровье


ѕроцитировано 11 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



√алј–   обратитьс€ по имени —реда, 02 ‘еврал€ 2011 г. 16:20 (ссылка)
ќбмануть болезнь - повторно родитьс€...«нахарки удивл€ют!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ƒ»јЌј‘   обратитьс€ по имени —реда, 02 ‘еврал€ 2011 г. 18:08 (ссылка)
–усс, перелопатила много инфы, и не последней верси€ происхождени€ казаков из хазар кажетс€ небессмыленной. ƒа и в обр€де -деньги..не спец,конечно, но что - то напр€гает
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јльтэрЁго   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 04 Ќо€бр€ 2011 г. 21:01 (ссылка)
очень похоже на то, как в мультике про домовЄнка  узю , его хотела запечь Ѕаба яга )
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку