-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в –усс

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.09.2009
«аписей: 739
 омментариев: 5043
Ќаписано: 6550

–усские игрушки. –усска€ игра

„етверг, 02 ƒекабр€ 2010 г. 21:46 + в цитатник



 

„ас потехи: русска€ игра и игрушки

»з многочисленных €влений культуры и быта русского народа заметно выдел€етс€ игра. ѕон€тие игры в народной культуре более широко и многообразно, чем в современности. »грой называли такие, казалось бы, разные и далЄкие друг от друга €влени€, как пл€ски, танцы, хождение под песни, хороводы, шалости, забавы, подвижные игры, гул€нь€ молодЄжи и даже интимные отношени€. — игрой в широком значении св€зано прежде всего пон€тие праздника, весель€, отдыха.

ѕраздники устраивались в определЄнные календарные сроки, и их содержание было достаточно традиционно: р€женые на —в€тках, катание на лошад€х и с лед€ных гор на ћасленицу, качели на ѕасху, завивание венков и хороводы на “роицу. Ќо было и другое пон€тие игры: в значении детской забавы с игрушкой в доме, с брать€ми и сЄстрами, со сверстниками, а иногда и с родител€ми.

Ќа месте поселений и городищ, где жили слав€не и их предки, археологи в большом количестве наход€т бытовые и культовые предметы, издели€ ремесленников и художников давно минувших времЄн, в том числе и игрушки. ƒревнейшие из них найдены в слав€нских погребени€х VI–VIII веков. —охранились в основном только глин€ные, реже из кости.

»здревле известны центры производства игрушек — это глин€на€ игрушка в ¬€тке,  аргополе, јрхангельской и “ульской област€х, промыслы дерев€нной игрушки в Ќижегородской.  рупнейший центр игрушки — —ергиев ѕосад ћосковской области.

»звестный писатель ».—. ЎмелЄв, побывавший ещЄ ребЄнком на богомолье в “роице-—ергиевой лавре, вспоминал: «…ѕотом ходим в игрушечном р€ду, у стен, под Ћаврой. √лаза разбегаютс€ смотреть. »грушечное самое гнездо у “роицы, от ѕреподобного повелось: и тогда с реб€тЄнками стекались. Ѕольшим — от св€того радость, а несмышлЄнышам — игрушечка, каждому сво€ радость.

¬с€кое тут дерев€нное точение: коровки и овечки, вырезные лесочки и избушки; и кующие кузнецы и кубарики, и медведь с мужиком, и точЄные лица, дюжина в одном: все разноцветные, вложенные друг в дружку, с красной горошинкой в последней — не больше кедрового орешка. » крылатые мельнички-вертушки, и волчки-пузанки из дерева на высокой ножке; и волчки заводные на пружинке, с головкой-винтиком, раскрашенные под радугу, поющие, и свистульки, и олов€нные петушки, и дудочки жест€ные, розанами расписанные, царапающие за крапинками губы, и барабанчики в золочЄной жести, радостно пахнущие клеем и крепкой краской, и вс€кие лошадки и тележки, и куколки, и саночки луб€ные, и … » сама Ћавра — “роица, высока€ колокольн€, со всеми церквами, стенами, башн€ми, — разборна€…

ѕокупаем самые пуст€ки: олов€нного петушка — свистульку, свистульку — кнутик, губную гармошку и звонницу с монашком на полный звон…»

–емесло игрушки развивалось здесь не одно столетие. ≈го истоки — в местных культурных традици€х ещЄ XV–’VI веков, св€занных с художественной обработкой дерева, с искусством школы резчиков “роицкого монастыр€. —охранилось предание, что первые дерев€нные игрушки делал основатель “роицкого монастыр€ —ергий –адонежский и лично одаривал ими детей.

»грушки издавна были чаще всего домашними поделками. »х мастерили между делом из того, что имелось под рукой: тр€пок, соломы, глины, дерева. ѕолучалось немудрЄно, но всегда со здравым смыслом. “ак, глин€ные игрушки производились повсюду, где имелось горшечное или гончарное дело. ќсталс€ комок глины у мастера, на кувшин или чашку маловато, а на птичку-свистульку в самый раз, да и собачку слепить можно. ћастеру потеха, а детишкам радость. ¬ылепленна€ и обожжЄнна€ игрушка обычно раскрашивалась. ƒавно возникший промысел в в€тской ƒымковской слободе получил всемирную известность. —реди игрушек, намеренно сделанных взрослыми дл€ детей, не встречалось никчемных безделиц.  ажда€, даже вовсе примитивна€ потешка (так называли в народе игрушку), имела вполне определЄнное назначение, существовала не просто сама по себе, а была одним из звеньев цепи, где игрушки чередовались, смен€ли друг друга в нужную пору детства.

— рождением ребЄнка игрушка становилась непременным спутником детской жизни. —амым маленьким предназначались потехи, какие могли привлечь внимание и ун€ть, помочь первым движени€м — всевозможные погремушки, трещотки, хлопушки, шумные подвески с €ркой окраской. »х точили из дерева, лепили из глины, плели из прутьев и лыка, а внутрь клали камешки или горох. –азными «побр€кушками», цветными тр€почками, колокольчиками, кусочками меди обвешивали обычно детскую колыбель. ѕо мере того, как подрастал ребЄнок, измен€лись и усложн€лись игрушки. “еперь они помогали ему учитьс€ ходить, осваивать пространство. ƒл€ этой цели служили разные напольные каталки и каталки на палочке. »грушку обычно разрисовывали €рким цветным узором. –итм вращени€ и звук буквально завораживали ребЄнка, увлека€ его за собой — и малыш училс€ ходить.  огда же по€вл€лись у него устойчивость и уверенность, можно было играть с другой каталкой — на верЄвочке. „аще всего это был конь на колЄсиках. ќн, покорный воле маленького хоз€ина, следовал за ним по п€там, и ребЄнок переживал первые ощущени€ своей силы и превосходства. “ак игрушка развивала дит€ физически и воспитывала духовно.

—амые разные воспитательные функции выполн€ли и другие игрушки. ѕримерно с двух лет кресть€нский ребЄнок распор€жалс€ ими вполне самосто€тельно. ≈го игровой набор был обычно небогат, зато отличалс€ практичностью. »грушки дл€ бросани€ и стрельбы — мечи, луки, пращи тренировали в нЄм меткость и ловкость. ¬олчки, кубари, жужжалки открывали тайны механики, прививали технические навыки. ƒудки, сопилки, свирели, свистульки развлекали и знакомили с народной музыкой. »грушечные сохи, бороны, топоры, тележки приобщали ребЄнка к повседневному деревенскому труду.

Ќо в целом игрушек было немного. »х замен€ли предметы домашнего обихода: лапти, ложки, дерев€нные крашеные €йца.

»з воспоминаний старой кресть€нки: «¬ игры разные играли: в чиж играли, в крадену палку, в пр€тки, в «солЄно м€со» — наберЄм драные лапти, воткнЄм кол, к колу вод€щий садитс€, а вокруг кола лапти разложим, и вод€щий должен следить, чтобы лапти никто не утащил. ¬ лунки играли — загон€ли шарики в €мку, а вод€щий противилс€ этому».

— п€ти-шести лет дети делали игрушки сами, их изобретательность была неистощима. ѕодража€ взрослым, реб€та рано учились владеть нехитрым инструментом, преобража€ в поделку дл€ игры материал, который находили тут же, р€дом с домом, во дворе, за деревней, в ближайшем лесу, поле, у реки. »з прутьев сооружали шалаши, гнули луки и самострелы, из древесной коры делали кораблики и лодочки. —обирали камушки, лоскутки, €ркие черепки, стЄклышки. ¬ ход шли цветы, листь€, плоды, из них свЄртывали кукол дл€ «мелюзги», делали кукольную посуду, из волокон крапивы пр€ли нитки на кукольное приданое. —тебли трав и кустарников срезали на дудки, брюзгалки, свистушки. ќдни поделки по€вл€лись и тут же исчезали, как минутна€ утеха, другие жили дольше — как результат немалого труда и терпени€.ќпубликовано на ruslife.org.ua

„асто забредали в деревню скоморохи с гусл€ми, гудками, свирел€ми, трещотками, рожками. »сполн€ли они весЄлые песни, пл€ски и хороводы. –€дом со скоморохом всегда крутились деревенские реб€тишки, их привлекала красочность скоморошьих игр. ј многое было близко детским потешкам, дразнилкам, игровым припевкам, частушкам. ѕо примеру «игрецов» мастерили дети и свои музыкальные инструменты, преимущественно духовые, которые делались в сезон из природного материала — всевозможные разновидности свистулек, дудочек, трещоток. »грали дети также «на дерев€нке» — полом стволе дерева или же на пол€не. Ќезатейливые музыкальные инструменты были очень привлекательны дл€ детей и, несмотр€ на кажущуюс€ простоту, развивали у них музыкальный слух, приучали к народным мелоди€м.

ƒетские игры имели свой календарь. Ќа каждое врем€ года и большие праздники приходились особые забавы. ѕо весне строили запруды, пускали кораблики, с забавными прибаутками ставили мельницы.

¬ марте закликали «весну-красну». ƒл€ этого обр€да, восход€щего к далЄкой древности, специально готовили птиц: куликов и жаворонков. »ногда их выпекали из теста — украшали с особыми вычурами. ћастерили птиц также из тр€пок и бумаги, лепили из глины и сажали на ветви деревьев или просто подбрасывали, изобража€ птичий полЄт.   ним обращали дети свои заклички с просьбой поскорее принести весну, бегали и пл€сали на огородах у стогов сена, соломы, пели «весн€нку».

Ћюбимые забавы были и зимой: игры в снежки, шумные катани€ на санках, кол€дование в св€тки, участие в рождественских обр€дах. Ќаступал черЄд дл€ летних, а потом и осенних развлечений: играли в чижик, ходули, пр€тки. » каждый год снова и снова повтор€лс€ весь игровой цикл. ¬ одну и ту же пору дети низали бусы из красной р€бины, завивали кудри из горького стебл€ одуванчика, забрасывали «кто дальше» тугие зелЄные бубенцы отцветшего картофел€. » снова ждали радостей традиционных деревенских праздников, зимних св€точных игрищ с р€жеными, весЄлых масл€ничных гул€ний, богатой обр€дами ѕасхи, урожайных и свадебных осенних торжеств.

Ќа ѕасху в деревн€х было прин€то катать крашеные €йца по наклонному жЄлобу, и если оно касалось €йца соперника, то игрок забирал его себе. »грок, оставшийс€ без €иц, должен был выкупать себе новые с кона.

Ћюбимейшей и старейшей игрой росси€н были бабки. Ѕабка — это кости нижней части передних конечностей коров, овец, коз. »грали в них в русских деревн€х чуть не каждый день, особенно мальчишки, а уж на –ождество, ћасленицу, « расную горку» — все, от мала до велика. »гра эта довольно проста. Ѕроском биты (та же бабка, внутрь которой забит свинец) надо выбить с черты, доски или из €мы фигуру, составленную из нескольких бабок. ¬сe выбитые бабки удачливый игрок забирал себе.ќпубликовано на ruslife.org.ua

ѕЄтр I, первый российский император, очень любил чисто кресть€нскую игру городки, или рюхи. Ётой же игрой увлекалс€ и полководец ј.¬. —уворов. ќн оставил на пам€ть потомству отзыв об этой забаве, по-военному чЄткий и краткий: «√ородки развивают глазомер, быстроту, натиск».

¬ этой игре на кон, который называли «город» или «городец», в определЄнном пор€дке ставили короткие кругл€ши, чурки или чушки, дела€ из них разные фигуры, и битой — длинной палкой — швырком выбивали их. ¬ —моленской и ћосковской губерни€х, как описывает ¬.». ƒаль в своЄм «—ловаре», играли иначе. ¬тыкали в землю суковатую палку, каждому сучку давали название городов и селений, а верхний сучок называлс€ ћосквой. ѕотом «конались», то есть играли так, как описано выше.  ажда€ выбита€ чушка — название города или селени€. ¬ыигрывал тот, кто быстрее добиралс€ до верхушки — ћосквы.

¬ детских играх «проигрывались» почти все обр€довые празднества деревни. ќсобенно часто обыгрывалась свадьба — торжественный и красивый народный обр€д. Ќа игры собирались группами в избе, на повети, в амбаре, летом на улице.  ажда€ девочка приносила с собой коробейку с куклами. ¬ игре их было до 20 и больше: жених, невеста, родители, подруги невесты, сват, дружки… всЄ, как положено. —цена за сценой развЄртывались сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, бан€, девишник…  укле-невесте расплетали кудельную косу, после венчани€ ей заплетали две косы и укладывали по-бабьи, сажали за кн€жий стол, наконец, молодых оставл€ли вдвоЄм.  укольна€ свадьба заканчивалась. ’оз€йки разбирали своих кукол и расходились по домам до следующей игры. ќпубликовано на ruslife.org.ua

ѕримечательно, что кресть€не к детским играм относились с особым вниманием, не разрушали игровых построек, не выбрасывали игрушек. » объ€сн€етс€ это традици€ми народной педагогики, народной культуры. ƒело в том, что в далЄком прошлом с помощью игрушек в играх-упражнени€х обучали детей труду, от старшего поколени€ к младшему передавали накопленный трудовой опыт. ¬ древности детские игры и игрушки надел€лись магической силой. —читалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. ¬ народе примечали: когда дети много и усердно играют в куклы — будет в семье прибыль. ≈сли же небрежно обращаютс€ с игрушками — быть в доме беде. ¬ерили, что игрушки охран€ют детский покой и сон, и как «оберЄг» клали их в зыбку р€дом с ребЄнком.

ƒарить игрушки — народный обычай. ќсобенно по праздникам радовала детей нова€ «потеха»: свистулька с €рмарки, расписна€ коробейка дл€ кукольного добра или сладкий пр€ник. ¬ народе считалось, что игрушка — подарок — принесЄт ребЄнку здоровье и благополучие.

¬ народном быту наиболее распространЄнной игрушкой была кукла. ќна была в каждой кресть€нской семье, в иных избах их было до сотни! » неудивительно — тр€пичных кукол дети начинали «вертеть» с п€ти лет. —вЄртывали в «скалку» (трубочкой) кусок ткани, белой тр€пицей обт€гивали лицо, перев€зывали льн€ной ниткой — вот и готова простейша€ кукла. “еперь еЄ можно «р€дить». ќб€зательно пришивали кукле кудельную или волос€ную косу. Ќар€жали куклу с большим старанием, знали, что по ней суд€т о вкусе и мастерстве рукодели€ будущей хоз€йки. —амые красивые лоскуты ситца, €ркого кумача, китайки берегли на кукольный костюм. » шилс€ он как насто€ща€ одежда. ƒаже головные уборы кукол напоминали насто€щие. »х расшивали галуном, украшали шЄлковыми цветными лентами, блЄстками, бусинами. Ќо интересно, что при самом тщательном исполнении одежды куклы оставались безликими. ѕочему? Ѕезликость — это следы древней «оберЄжной» роли куклы, когда игрушку бо€лись полностью уподобить человеку. ѕо народным поверь€м, кукла с лицом как бы обретала душу и становилась опасной дл€ ребЄнка, а безлика€ считалась предметом неодушевлЄнным и не могла ему повредить.

»нтересные куклы получались из соломы — скрут€т жгутик золотистой соломы, проворно совьют руки косицей — вот и кукла. ”крас€т пЄстрым передничком, пов€жут €рким ситцевым платочком — и вовсе красота! ЋЄгкие, шуршащие «стригушки», уперев крутым крендельком руки в боки, будто готовы пуститьс€ в пл€с. »грушка оживала: как начнут тр€сти еЄ на подносе или качать на шатких половицах пола, так и пойдЄт кукла-забавница пл€сать да кружитьс€ по избе всем на веселье. » несмотр€ на зан€тость и т€жесть труда, всегда у родителей находилась минутка на реб€чью потеху.

¬ игрушках ещЄ со времЄн €зычества существовали образы медвед€, олен€, женщины, кон€, всадника, птицы. — этими образами мы встречаемс€ в различных произведени€х народного творчества: в сказках, песн€х, архитектуре и предметах быта. ƒерев€нные кони, птицы, олени венчали крыши изб, эти образы присутствовали в резьбе и росписи мебели и утвари, €рким шитым и тканым узором ложились на праздничные полотенца.

—кромно и незамысловато выгл€д€т «потешки» кресть€нской детворы давних времЄн.  ажетс€, чему могли научить топорные самоделки, примитивные куклы из чурок, тр€пок и соломы, обычные глин€ные свистульки?

ќказываетс€, очень многому из того, что необходимо было знать и уметь будущему кресть€нину или городскому жителю. ћудрыми были тогда средства народной педагогики. ќни провер€лись жизнью и опытом многих поколений людей. ¬ песн€х, сказках, в игрушках передавались ребЄнку пон€ти€ об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. ќбо всЄм том, что накоплено народной мудростью и закреплено в народной педагогике, где труд, уважение к старшим, их почитание, сохранение чести и достоинства, совестливость и терпение традиционно считались главными добродетел€ми человека.

 алери€ Ћисова, канд. пед. наук

ќпубликовано на http://ruslife.org.ua

–убрики:  –усь
Ќаследие предков(истори€)


ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 опикэт   обратитьс€ по имени „етверг, 02 ƒекабр€ 2010 г. 22:37 (ссылка)
Ёхх, жаль что сейчас дл€ ребенка никакого раздоль€ :(  упили куклу - на пользуй.  упили игрушечный компютер - на пользуй. Ќикакого полета фантазии :( ¬от такими дети и растут.....
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Great-San4es   обратитьс€ по имени —уббота, 11 ƒекабр€ 2010 г. 12:06 (ссылка)
 лассно! :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Rele_Vremeni   обратитьс€ по имени —уббота, 25 ƒекабр€ 2010 г. 03:54 (ссылка)
»стоки русской матрешки в японии.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
dimolga   обратитьс€ по имени „етверг, 11 —ент€бр€ 2014 г. 13:09 (ссылка)
—пасибо за исторический обзор
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку