-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в –усс

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.09.2009
«аписей: 739
 омментариев: 5043
Ќаписано: 6550

„итайте дет€м сказки!

ѕонедельник, 29 Ќо€бр€ 2010 г. 19:40 + в цитатник

„то такое сказки? ¬олшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? » да, и нет. Ќа самом деле сказки могут очень много, их потенциал огромен: ими можно просто заинтересовать ребенка, усыпить его на ночь, сподвигнуть на изменени€, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.

–ассказы, сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. ¬ любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. ƒл€ этого есть веские причины.

≈сли мы, взрослые, хотим приобрести какие-то знани€, у нас дл€ этого существует много путей и каналов. »нтернет, книги, в конце концов можно проконсультироватьс€ у специалиста в данной области, получить сведени€ из газетных и журнальных статей, послушать лекции, прин€ть участие в семинарах. Ќаконец, поговорить с друзь€ми и обмен€тьс€ информацией и мысл€ми. ƒети же, особенно маленькие, не могут получить знани€ этими же пут€ми, а между тем проблемы, занимающие их, не менее важны.  ак помочь им в приобретении знаний?

» такой путь есть - посредством игр и воображени€. »гра "брось погремушку" знакомит младенцев с законом земного прит€жени€. ƒругие игры учат перевоплощению и позвол€ют дет€м почувствовать себ€ мамой, папой или свирепым диким тигром. ¬оображаемые двойники дают возможность прозондировать чувства и исследовать различные возможные варианты.

ƒл€ ребенка мир предстает новым и непознанным. ≈го нужно исследовать, открыть, изучить, овладеть им.   счастью, дети по€вл€ютс€ на свет с непреодолимым стремлением к познанию. ѕосмотрите, с каким упорством, с какой настойчивостью младенец учитс€ ходить. ќн силитс€ встать на ноги и падает вниз лицом, пытаетс€ подн€тьс€ оп€ть и падает снова, и так пока не научитс€. ¬р€д ли Ёдмунд ’илари про€вил больше упорства и решимости в покорении Ёвереста.

ƒругой пример: обратите внимание на то, как младенец упорно бросает свою любимую игрушку через бортик кроватки. ≈го любопытство и желание больше узнать о законах окружающего мира настолько велики, что он готов рисковать утратой своего драгоценного "имущества".

ѕомните, что ребенок приобретает знани€ посредством игр и воображени€. »гра — это способ приобретени€ навыков, присущих взрослым люд€м. ƒетские игры, по существу, могут быть приравнены к работе и учебе.

≈сли вы понаблюдаете за игрой детей, то заметите, что очень многое в этой игре строитс€ на подражании. ѕодражают матер€м и отцам, старшим брать€м и сестрам, телегеро€м и т.д. Ёто имитационное поведение вполне оправдано. Ѕольшинство навыков, необходимых в жизни современного человека, гораздо сложнее инстинктов, и они приобретаютс€ через подражание. ƒети наблюдают за кем-то, а затем делают так же.

»сследовани€ показали, что когда дет€м предлагаютс€ два примера дл€ подражани€ — один "успешный", с положительным результатом, другой неудачный — они предпочитают первый. »менно этот момент учитываетс€ во многих терапевтических сказках - ненав€зчиво в сказочно-волшебной канве они предлагают положительный пример поведени€, и нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себ€ также, как его любимый сказочный герой.

Ќам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и пон€тно. ≈сли мы хотим объ€снить что-то сложное французу, то, разумеетс€, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском €зыке. ќбща€сь с детьми, старайтесь говорить с ними на €зыке, который им пон€тен и на который они лучше отзываютс€ — на €зыке детской фантазии и воображени€.

–ассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общени€ с детьми. —казки передавались и передаютс€ из поколени€ в поколение на прот€жении веков и наход€т отражение в культурах разных народов. ¬ сказках поднимаютс€ важные дл€ детского мировоспри€ти€ проблемы. ¬ "«олушке", например, говоритс€ о соперничестве между сестрами. "ћальчик с пальчик" рассказывает о беззащитности маленького геро€, который оказалс€ в мире, где все подавл€ет своими размерами, масштабами и мощью. ¬ сказках противопоставл€ютс€ добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. ќни говор€т ребенку, что мир - очень сложна€ штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отча€ние - в такой же степени часть нашего быти€, как радость, оптимизм и уверенность. Ќо самое главное - они говор€т ребенку, что если человек не сдаетс€, даже когда положение кажетс€ безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хот€ искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов об€зательно победит.

—луша€ эти рассказы и сказки, дети невольно наход€т в них отголоски своей собственной жизни. ќни стрем€тс€ воспользоватьс€ примером положительного геро€ в борьбе со своими страхами и проблемами.  роме того, рассказы и сказки всел€ют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. –ебенок, лишенный надежды или утративший ее, отказываетс€ от борьбы и никогда не добьетс€ успеха.

¬ чем особенность терапевтических сказок? Ёти сказки €вл€ютс€ целенаправленными - кажда€ из них несет в себе решение некой проблемы. јтмосферой, интонационным оформлением, содержанием, позитивным настроем сказки помогают ребенку найти пути и способы понимани€ и разрешени€ своих трудностей и конфликтов. ¬едь многие дети чувствуют себ€ виноватыми в беспоко€щих их страхах или испытывают смущение в св€зи с ними. »м трудно говорить о них открыто. „асто, когда вы заводите пр€мой разговор с детьми на эту тему, они сразу замыкаютс€ и уход€т от разговора. —лушать историю — совсем другое дело. ¬ этом случае дет€м не читают наставлений, их не обвин€ют и не принуждают говорить о своих затруднени€х и проблемах — они просто слушают сказку. »м ничто не мешает слушать, узнавать что-то новое, что-то сопоставл€ть, сравнивать без вс€ких непри€тных психологических последствий. Ёто значит, что они могут поразмышл€ть над услышанным в психологически комфортной обстановке. »зменив контекст, вы создаете зону безопасности. “акие сказки позвол€ют ребенку почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживани€х, что другие дети или его любимые сказочные герои испытывают то же самое. Ёто оказывает успокаивающее воздействие. –ебенок избавл€етс€ от комплекса неполноценности, он уже не считает себ€ тупицей, врединой или трусом и т.д. “акое успокоение укрепл€ет в нем уверенность в себе и помогает боротьс€ с трудност€ми.

ќпосредованно вы можете легко вы€снить, что тревожит вашего ребенка. ¬едь разговор с ребенком о его тревогах и проблемах иногда напоминает допрос в лагере военнопленных: им€, воинское звание и регистрационный номер — это все, что вам удаетс€ узнать. Ќо тот же самый ребенок может стать на удивление открытым, когда он расскажет о том, что беспокоит и тревожит сказочного геро€. » если вы не уверены, что именно €вл€етс€ причиной беспокойства вашего ребенка, спросите, какую сказку (вернее, о чем) он хотел бы от вас услышать.

—пособ общени€ через сказку ценен еще тем, что в этом случае в познании нового ребенок чувствует себ€ в определенной степени независимым. ќн может потратить столько времени, сколько ему надо, чтобы усвоить содержание рассказа и схватить его идею. ќн может слушать сказку снова и снова и сосредоточить внимание на том, что в данный момент дл€ него особенно актуально — ничего не нав€зываетс€ ему насильно. », самое главное, все новое, что он узнает, воспринимаетс€ им как свое собственное достижение, как результат самосто€тельных усилий. ≈сли он хочет побороть страх, как это делает герой сказки, он делает так потому, что решил это сделать сам, а не потому, что так велела мама. “аким образом, ребенок получает возможность испытать чувство своей собственной значимости, свою способность взвешивать ситуацию и самосто€тельно принимать решени€.

÷елительное воздействие сказок на детей признаетс€ медиками различных школ и убеждений. »х применение рекомендуетс€ специалистами по психоанализу и терапии поведени€.

¬ы вполне можете сами сочин€ть такие сказки, а можете воспользоватьс€ готовыми - их очень много. ѕочитайте сказки ƒмитри€ —околова, ƒорис Ѕретт "∆ила была девочка, похожа€ на теб€..." и др., или сочин€йте подобные сказки сами - все в ваших руках, и созданный вашим воображением сказочный герой поведет вашего малыша в €ркую, интересную взрослую жизнь.


 

ѕо материалам книги ƒорис Ѕретт
"∆ила была девочка, похожа€ на теб€...
 

ќпубликовано на http://ruslife.org.ua

 

 

 


–абота в ’арькове - это сайт, который поможет ¬ам с трудоустройством в первой столице. Ќе откладывайте поиск работы на завтра, начните сегодн€, начните с нашей помощью!

–убрики:  Ёто интересно...


ѕроцитировано 6 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку