-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в –усс

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.09.2009
«аписей: 739
 омментариев: 5043
Ќаписано: 6550

–езервы здоровь€ наших детей

ѕонедельник, 29 Ќо€бр€ 2010 г. 19:28 + в цитатник

 



»з книги Ќикитиных "–езервы здоровь€ наших детей"

’олод - доктор

ћы тогда жили в только что построенном сборном щитовом домике, еще плохо утепленном. “емпература в комнатах могла колебатьс€ от плюс 10-12 градусов (с утра, пока печка еще не затоплена) до плюс 25 градусов (к вечеру). я тогда расстраивалась из-за этого, думала, что дл€ малыша это очень вредно, и мечтала о теплой квартире. ќднако и тут оказалось - нет худа без добра. ћы довольно скоро заметили: с утра, пока не затопили печь и в доме прохладно, малышу намного легче - красные п€тна на кожице бледнеют, зуд прекращаетс€. ќн весел, энергичен, много и охотно двигаетс€, самосто€тельно играет. Ќо стоит его одеть потеплее или сильно натопить печь, как ему сразу становитс€ хуже: зуд мучает малыша, он делаетс€ плаксивым, в€лым, капризничает и буквально не сходит с рук, требу€ внимани€ и развлечений.

» вот однажды вечером, зимой, стара€сь как-то ун€ть зуд у плачущего сынишки, € вышла с ним на минуту в тамбур, перед дверью на улицу. —ама € успела за эту минуту слегка оз€бнуть, а он - в одной распашонке - быстро успокоилс€, даже развеселилс€. — этого и началось наше невольное "закаливание".  ак только он начинал расчесывать свои бол€чки, мы - в прохладный тамбур или на застекленную террасу, а однажды в солнечный февральский денек осмелились выскочить и на улицу. ѕригревало уже по-весеннему, сверкал снег, си€ло голубое небо. —ынишка в восторге прыгал у мен€ на руках, и мы сами развеселились, гл€д€ на малыша. Ќо было все-таки, конечно, страшновато: а вдруг простудитс€, заболеет? „ерез полминуты мы вернулись домой, а сынишка пот€нул ручки к двери - еще, мол, хочу! Ќо мы все-таки решили подождать до завтра. ј на следующий день мы уже "гул€ли" таким образом дважды - тоже примерно по полминутки. » через неделю от наших опасений уже ничего не осталось: сын чувствовал себ€ прекрасно. ≈му было тогда всего восемь мес€цев. ј в полтора года сынишка уже сам выбегал босичком на снег и даже нас т€нул за собой.

–асхрабрились и мы. —тали все чаще пользоватьс€ этими "снежными процедурами": пробежишьс€ по снегу, да еще в сугроб по колено влезешь, разотрешь потом досуха ноги - ступни гор€т, а в мышцах ощущение как после хорошего массажа. ј главное, мы приобретали уверенность, что все это не страшно, что это полезно. » все было бы хорошо, если бы не ужасные пророчества, которые со всех сторон обрушивались на нас: "¬оспаление легких обеспечено!", "’ронический бронхит и насморк будут непременно!", "–евматизма не избежать!", "”ши младенцу простудите - оглохнет!"

Ќо все эти пророчества не оправдывались. ѕоэтому со вторым сыном мы были уже смелее - с самого начала не кутали его, давали побыть голеньким и дома и на улице, пустили в одних трусиках ползать по полу, ходить по земле во дворе. ј когда сыновь€ стали старше, даже нас удивл€ло, как охотно и подолгу, скинув надоевшие за зиму куртки, и без шапок и рукавиц, братишки могут возитьс€ в мартовском подта€вшем снегу, проруба€ каналы, сооружа€ плотины. ѕри этом, бывало, даже промокшие ноги их не смущали. «аигравшись, они не всегда вспоминали о том, что надо сменить обувь. » все обходилось без непри€тных последствий.

¬ы спросите: неужели нам совсем не было страшно за детей? ¬ыло, конечно, особенно вначале, когда мы многого не знали. Ќас тогда поддерживала интуитивна€ уверенность в том, что если ребенку прохлада при€тна, то это не может быть опасным или вредным. ћы тогда не знали, как может быть крепок человеческий организм даже у самых маленьких, не знали, что слабым его делает не природа, а услови€ жизни, в которые он попадает.

 ак было раньше

Ѕ.ѕ.: ќднажды в одной из брошюр известного специалиста по закаливанию
профессора ».ћ.—аркизова-—еразини мы увидели ссылки на книгу Ѕ.ј.ѕокровского "‘изическое воспитание у разных народов" (1884 г.). ћы ее раздобыли - вот когда нам пришлось по-насто€щему поразитьс€!  ак и всем цивилизованным люд€м, новорожденный представл€етс€ нам чрезвычайно нежным, неприспособленным существом, которое вне стерильных условий современной больницы не проживет и дн€. ј оказалось, что это совсем не так. ¬ каких разнообразных услови€х по€вл€лись на свет дети, каких только сюрпризов не преподносили ему обычаи родной земли!

” финнов и русских, например, ребенок рождалс€ (и жил затем целую неделю) в бане, где температура могла быть плюс 50 градусов. —читалось, что в такой жаре, где все ткани тела станов€тс€ м€гкими, очень легко проход€т роды. ј тунгуски, например, нередко разрешались от бремени во врем€ перекочевки, под открытым небом и при сорокаградусном морозе. ” них рождение ребенка вообще не считалось событием, а простым физиологическим актом, к нему поэтому заранее не готовились, и часто никто не помогал матери при родах.

Ќоворожденный выдерживал и жару, и свирепый холод. ƒиапазон температур - 90 градусов.

ј после рождени€? ” одних народностей был обычай окунать детей в прорубь, у других обтирали снегом или обсыпали... солью. ћладенец выдерживал все.

“ут мы вспомнили и о тех случа€х, когда дети выживали даже в логове зверей.  ак же велики должны быть приспособительные возможности только что родившегос€ человека, если он мог выносить все это, какими же надежными защитными "механизмами" снабжает новорожденного природа! ¬з€ть хот€ бы одни температурные услови€: в бане температура на 20 градусов выше, чем в материнском теле, а зимой на морозе на 70-80 градусов ниже! Ќо ведь обычные дневные перепады лежат в пределах 5-10 и редко 20-30 градусов. «начит, организм может перекрывать их с запасом в 2-3 раза.

 ибернетики нашли уже секрет этой непостижимой дл€ машин надежности человеческого организма и назвали его "принципом функциональной избыточности". »менно он лежит в основе надежности всех организмов. Ќапример, сама€ больша€ наша артери€ - аорта - выдерживает давление в 20 атмосфер, хот€ сердце даже у гипертоника не может создать давление более 0,3 атмосферы. »ли количество тромбина (вещества, нужного дл€ свертывани€ крови, чтобы рана закрывалась сгустком) в 70 раз больше, чем надо. “аким же громадным "запасом прочности" организм обладает и в других отношени€х.

Ќо куда же деваетс€ эта прочность и надежность у нашего современника? ѕочему он, только родившись, болеет в п€ть раз чаще взрослого? » как раз от тех же перепадов температур, да еще совсем незначительных.

ƒело в том, что за миллионы лет совершенствовани€ живых организмов, кроме "принципа функциональной избыточности", установилс€ и другой, не менее важный дл€ целесообразной измен€емости, приспособл€емости организма - "закон свертывани€ функций за ненадобностью".

„то это такое? ќчень хорошо его продемонстрировали первые длительные полеты в космос. Ѕлест€ще подготовленные, сильные, тренированные космонавты попадали на целый мес€ц в услови€ невесомости. –езкие движени€ там были не нужны, даже опасны. »м приходилось становитьс€ осторожными, едва шевелить руками и ногами и почти не напр€гать мышцы. ¬сего один мес€ц пробыли они в невесомости, но, возвратившись на «емлю и выбравшись из люка корабл€, они... не могли даже встать.

-  ак в центрифуге, - говорили они, - земл€ так прит€гивает, что не встанешь.

» в течение мес€ца или полутора им пришлось "учитьс€ ходить", как на первом году жизни, потому что надо было не только возвратить былую силу всем мышцам, но и восстановить работу вестибул€рного аппарата. ќрган равновеси€ тоже, оказываетс€, был там не нужен - ведь в полете исчезали "верх" и "низ".

“от же результат получили и в опыте с "моржами" - людьми, купающимис€ в проруби. ¬ течение полутора мес€цев их непрерывно держали в термокомфортных услови€х: в комнате температура поддерживалась в пределах плюс 27-28 градусов, а вода при купании плюс 34 градуса. » вс€ их закалка исчезала - они могли простудитьс€, сто€ у открытой форточки.

Ќо така€ же судьба постигает и новорожденного, если после рождени€ его поместить в стерильные услови€, в термостат (посто€нна€ температура), в тесные путы пеленок, тогда он и приспосабливаетс€ именно к этим услови€м.
Ќикаких колебаний температуры и, значит, никакие природные "механизмы" терморегулировани€ ни разу не включаютс€ в работу. » день, и неделю, и мес€ц, и... постепенно отмирают за ненадобностью! » значит, через мес€ц ребенок становитс€ беззащитным перед любым сквозн€чком. Ќе отсюда ли эти грозные цифры: до года ребенок болеет в п€ть раз чаще взрослого, причем почти 90 процентов болезней составл€ют простудные заболевани€.

¬идимо, не случайно у многих древних народов новорожденного обтирали снегом или крестили в проруби. Ётим сразу пускались в ход все "механизмы" терморегулировани€, причем в самом суровом режиме. ƒа и дальше детей вовсе не нежили, не укутывали, как сейчас. Ќа рисунках в книге ѕокровского мы увидели совсем голых реб€тишек р€дом с одетыми в меховые шубы взрослыми. ¬спомнили: художники прошлых веков изображали мадонн всегда с обнаженными младенцами на руках. Ќет, не случайно все это! ¬идимо, так готовили люди детей к суровым услови€м, жизни, укрепл€€ и развива€ защитные силы организма.

’олод - друг

Ќо ведь и теперь о пользе закалки знают все, о способах закаливани€ можно прочитать в любой брошюре. ѕочему же так много на улицах перекутанных детей, почему так неохотно родители следуют советам врачей о закаливании? ƒумаем, что одна из причин этого (и немаловажна€, если учесть зан€тость матерей и дефицит н€нь и бабушек) заключаетс€ в сложности и трудоемкости рекомендуемых закаливающих процедур. ¬от как, например, следует проводить влажное обтирание. Ќадо нагреть воду, измерить температуру, добавить холодной или гор€чей воды, снова измерить температуру, чтобы не ошибитьс€: "“емпература воды должна быть вначале 32-33~C, затем постепенно, с интервалом в 5-7 дней, температуру воды снижают на 1~ и довод€т до 30~C". "¬арежкой из мохнатой материи, смоченной в воде и отжатой, обтирают сначала руки, затем грудь и живот, спину, €годицы, ноги ребенка. —разу же вытирают смоченную часть тела мохнатым полотенцем до легкого покраснени€ кожи". ѕричем это все надо проделывать минимум двум взрослым, потому что "все тело, кроме обтираемой части, должно быть под оде€лом" (ћ.я.—туденикин.  нига о здоровье детей. ћ., 1973, с. 112).

» так надо делать систематически, каждый день, след€ за температурой - с точностью до градуса, за временем - с точностью до минуты. ј ведь еще воздушные ванны, купание. ј если ребенок не один, надо еще и возраст учитывать: каждому свои градусы и минуты. ќб эффективности таких закаливающих процедур родител€м бывает трудно судить хот€ бы потому, что довести их до заметного результата не удаетс€: либо за недостатком времени родители останавливаютс€ на полпути, либо ребенок успевает заболеть раньше, чем закалитс€. ¬от и получаетс€: проще закутать малыша - и дело с концом. “ак в основном многие и делают, стара€сь просто уберечь малышей от вс€ких перемен погоды, тем самым пр€мо-таки подготавлива€ их к тому, чтобы к ним, что называетс€, липли все болезни.

„то же получаетс€ у нас? ћы тоже не имели возможности проводить закаливани€ "по всем правилам". Ќо так уж вышло, что мы со своим первенцем несколько мес€цев прожили на открытой террасе. ћен€ть пеленки приходилось по нескольку раз и ночью. ј летние ночи бывают очень прохладны... –азвернешь, бывало, младенца, а от него пар. Ќас все пугали простудами, мы и сами побаивались этого, но малыш не болел. “огда мы не придали этому значени€, но когда началась наша война с диатезом, мы вспомнили и о тех холодных летних ночах.

ћалыш легко выдерживал разницу температур в 15-20 градусов! ј когда мы стали его, голенького, выносить из теплой комнаты (плюс 25 градусов) на морозец (до минус 10 градусов), он прекрасно чувствовал себ€ и при перепадах температур в 30-35 градусов!

Ќо ведь этот способ быть здоровым известен на –уси с незапам€тных времен: из бани - в снег или в прорубь, а потом снова в баню. » так по нескольку раз! “ак что же и нам-то бо€тьс€, успокоились мы.



Ћ.ј.:  огда у нас родилась дочка, многие говорили нам:

- Ќу уж с девочкой-то вы так обращатьс€ не будете!

- ѕочему? - удивились мы. - –азве девочке не нужно быть здоровой и крепкой? » в первый же день после недельного пребывани€ дочки в комфорте родильного дома € устроила ей во врем€ первого же домашнего кормлени€ воздушную ванну - на полчаса...

 ормление плюс...

— тех пор так у нас и повелось: каждое кормление сопровождалось закаливающими процедурами. ¬от как это бывало. я стелю на диване пеленочку, кладу дочку - она без чепчика, в одной распашонке - и ложусь р€дом с нею поперек широкого дивана.  то-то из девочек заботливо подсовывает мне под голову подушку.  акое блаженство!  огда-то и ма€лась же €, пыта€сь кормить сид€, "как положено": обе руки зан€ты, спина устает, ногам неудобно, да и малышу (завернутому, стиснутому) неловко - и мне и ему удовольстви€ было мало. » вот как-то, устала€, пришла € с работы и попробовала кормить полулежа. ”дивилась, как хорошо: сама отдыхаю и ребенку удобно.

— тех пор кормление стало дл€ мен€ и дл€ малышки минутами отдыха, наслаждени€, общени€ и даже временем гигиенических и закаливающих "процедур". ¬от лежит, прижавшись ко мне бочком, маленький человечек, сосет, сопит, причмокивает. ј € в это врем€ могу потихоньку его приласкать, погладить, просунуть свой палец ему в кулачок - пусть хватает покрепче, могу спеть что-нибудь ласковое, нежное, чем это не общение? ћалыши очень люб€т эти минутки. ѕомнитс€, как горько плакала однажды наша семимес€чна€ дочурка, когда €, прид€ с работы, стала кормить ее, а сама уткнулась в книжку, даже не поговорив, не поиграв с нею. ќна даже сосать отказалась, обидевшись, хот€ есть очень хотела. ƒл€ мен€ это стало уроком на всю жизнь: с тех пор мы знали, что врем€ кормлени€ нужно малышу не только дл€ питани€. ѕравда, в самые первые дни эти минуты обычно бывают св€заны с лечением. ¬от дочка сосет, а € свободной рукой осторожно расправл€ю ей складочки на шейке, на ручке и... дую на них. ѕр€мо на глазах бледнеют п€тна потницы, с которой малышка €вилась из родильного дома. » € уже знаю, что и с опрелост€ми за два-три дн€ справимс€ без вс€ких мазей и присыпок: просто во врем€ кормлени€ воздух их высушит, и все быстро пойдет на поправку. ƒа и впредь не понадоб€тс€ нам присыпки и мази, потому что кожица будет суха€ и чиста€. ј кака€ экономи€ времени - ведь на все эти "гигиенические и закаливающие процедуры" не приходитс€ тратить ни минуты дополнительного времени.

¬оздушные ванны

“ут же дочка принимает и "воздушные ванны" - ведь она в одной распашонке. «а шесть-семь кормлений таких "ванн" набираетс€ часа на полтора-два в первый же день. ј позже, недели через две-три, после каждого кормлени€ она еще и "гул€ет", чаще всего совсем голенька€. Ёто еще час-два, в общей сложности выходит часа три в день по 20-30 минут за "сеанс". ƒлительность "сеансов" зависит только от самочувстви€ малышки: если нравитс€, лежи на здоровье. Ќо вот она завозилась, состроила плаксивую гримаску, даже начала похныкивать - € беру ее, держу над тазиком, пока она все, что нужно, не сделает, а потом завертываю дл€ сна: распашонка, подгузник, больша€ пеленочка и тепла€ пеленка на ножки, которые € об€зательно согрею ладонью. ≈сли они останутс€ холодными, то спать малышке будет беспокойно, она может легко подмокнуть (особенно этим отличаютс€ почему-то мальчики).

“ак с первого дн€ пребывани€ в доме, а в теплое врем€ года и на улице: пока малыш не спит, он либо голенький, либо в распашонке, либо (постарше) в трусиках. ѕри этом температура в комнате или на улице может колебатьс€ приблизительно от плюс 15 до плюс 25 градусов, а в зависимости от температуры измен€етс€ и продолжительность "воздушных ванн". ≈сли холодно, малыш скорее "потребует" завертывани€, а при€тно - с удовольствием болтает ручками и ножками, пока не захочет спать.

Ѕ.ѕ.: ѕомним, сначала нас очень удивл€ло: ручки и ножки холодные, п€точки даже синеватыми сделаютс€, а малышу хоть бы что! Ћежит себе веселенький, и все. “олько потом мы узнали, что холодных п€точек опасатьс€ не надо. Ёто просто внешнее про€вление адаптивных реакций к холоду. ѕри этом снижаетс€ разница температур между кожей и воздухом и резко сокращаетс€ отдача тепла. ј учащение пульса и повышение тонуса мышц увеличивает образование тепла и восстанавливает тепловой баланс организма. » все это оказываетс€ очень нужным дл€ младенца: прохлада бодрит и делает движени€ при€тными, а без одежонок и пеленок двигатьс€ легко, ничто не мешает. –ебенок легче и быстрее осваивает разные движени€, раньше начинает садитьс€, вставать, ползать. Ёто, в свою очередь, приводит к еще большим колебани€м температур: во сне под пеленкой или оде€льцем ему тепло (33- 34 градуса по ÷ельсию), а проснетс€ - его развернут, и он сразу попадает в комнатную температуру (18-25 градусов по ÷ельсию) - получаетс€ перепад (10-12 градусов). ј если его пустили ползать по полу (10-12 градусов по ÷ельсию), перепад еще больше. » так много раз в день. ќпубликовано ruslife.org.ua

  этому добавл€лись еще и разные "водные процедуры": мы умывали, а в случае надобности и подмывали малышку, не подогрева€ воду - из-под крана, но не пр€мо под струей, а с ладони, набрав воду в горсть. ¬ первый раз малыш мог слегка вздрогнуть, а на второй-третий день уже привыкал и не выражал неудовольстви€, даже если вода была холоднее, чем обычно.

» на солнышко!

ѕервый ребенок наш родилс€ в начале лета. —то€ли теплые июньские дни. ћы готовились к строительству своего щитового дома и много времени проводили на участке, расчища€ место дл€ закладки фундамента. ћы работали, а сынишка частенько был р€дом - лежал в кроватке или на оде€ле, разостланном под €блоней. ћы тогда его надолго не разворачивали: еще не знали, что это можно и нужно делать. Ќо иногда все-таки не удерживались - уж очень ласково грело солнышко! - и переносили его на несколько минут из-под дерева на открытое место. ќн это принимал как должное и никакого беспокойства у нас не вызывал.

Ѕеспокоились только бабушки. ј мы тогда еще не читали попул€рных брошюр и не знали, что ни в коем случае нельз€ допускать действие на младенца пр€мых солнечных лучей. ѕотом вычитали в какой-то попул€рной статье, как лисица выносит из норы своих маленьких еще лис€т на солнышко, и показали статью бабушке.

- Ётого еще не хватало, - возмутилась она, - ребенка с лисенком сравнивать!

ј нам это сопоставление казалось убедительным - тем более что никаких плохих последствий у сынишки мы не обнаруживали: он и спал, и ел, и со всеми прочими своими об€занност€ми справл€лс€ прекрасно.

“ак мы делали и с другими своими детьми - с первых дней жизни. ќбычно кто-нибудь из нас, взрослых или старших детей, усаживалс€ на стул, на колени стелил пеленку, а на нее укладывали малыша. √оловку прикрывали уголком пеленки, а тельце поворачивали то одним бочком к солнышку, то другим, то животиком, то спинкой. ¬ общей сложности начинали с 5-6 минут, а примерно через мес€ц могли так загорать и 10, и 20, и 30 минут - по настроению малыша и по погоде. ” трехмес€чного уже хорошо был заметен загар, и в 4 мес€ца он свободно проводил с нами час-полтора, загора€ на берегу  л€зьмы на не€рком подмосковном солнце.ќпубликовано ruslife.org.ua

 огда нашей дочке не было еще и года, а старшему исполнилось всего четыре, мы
ездили со всеми трем€ малышами на юг и прожили на берегу „ерного мор€ в палатке около мес€ца. ÷елые дни мы проводили то на пл€же, то в море, то на песочке возле палатки (в ней днем было очень душно), то на улицах ‘еодосии.
ћы, взрослые, подчас изнемогали от жары и норовили отдохнуть где-нибудь в тени, а на малышей солнце как будто бы и не действовало: они даже панамки носили только первые дни, а потом, к нашему удивлению, вполне обходились без них - оказалось, что волосы достаточно хорошо защищают голову от солнца.

Ќесколько лет спуст€, во врем€ нашего очередного путешестви€, теперь уже на  авказ, мы увидели в  абардино-Ѕалкарии такую картину. „ерез аул в горном ущелье проложен узенький арык. » около этого ручейка в жаркий июльский полдень кипит жизнь: ут€та, гуси, козы, реб€тишки всех дошкольных возрастов. ќдетые в рубашки или в одни трусики, чаще босичком, но с буйными шевелюрами, они поражали нас тем, что не обращали никакого внимани€ на пал€щие лучи горного и по-особому обжигающего солнца. Ќе только у больших, но и вышагивающих еще вперевалочку годовалых малышей, держащихс€ за руку старшей сестренки или брата, кожа была уже совершенно ровного шоколадного цвета.

Ќевольно возникал вопрос: если тут не бо€тс€ солнечных лучей, то почему же нам-то их бо€тьс€? —олнце у нас не столь щедрое, значит, тем более его надо использовать как можно лучше. — тех пор единственным критерием продолжительности солнечных ванн дл€ нас стало, как и во всем другом, только самочувствие малыша. » нам ни разу не пришлось об этом пожалеть.

Ќе заболеем!

¬от так у нас получалось: жизнь ставила перед нами какую-то проблему (где вз€ть врем€? как избавитьс€ от диатеза? как предотвратить болезни? и т.п.) и толкала нас на поиски выхода, и выход этот не всегда совпадал с общеприн€тым и традиционным. ћы шли сначала ощупью, а потому очень осторожно, затем - по мере накоплени€ опыта - все более осознанно, а потому и смелее. “ак мы предоставили нашим малышам удовольствие ощущать самые разные естественные воздействи€ окружающей среды: и перепад температур, и пр€мые солнечные лучи, и ветерок, и прохладный дождик или насто€щий летний ливень.ќпубликовано ruslife.org.ua

Ћ.ј.: Ќачалось все с простого: лежит р€дом со мной дочка и не подозревает, что прохладный ее бочок и холодные п€точки - это серьезные профилактические меры дл€ предотвращени€ многих-многих бед. » так изо дн€ в день, из мес€ца в мес€ц. » живем мы с дочкой, так же как и с остальными реб€тишками, в счастливой уверенности, что никакие простуды нам не страшны. Ќоги промочили? Ќичего - вытрем, и все. —квозн€к? ѕусть, он нам тоже не страшен. «ачем сосульки грызть? “ак они же вкусные! ѕо снегу босиком? Ќо ведь это только при€тно!

» здесь вот что важно: уверенность, в свою очередь, становитс€ хорошим средством, предотвращающим заболевани€. ќб этом мы только догадывались, но по-насто€щему узнали тоже совсем недавно: один врач, специалист по аутотренингу, объ€снил нам, что здоровье человека и его способность сопротивл€тьс€ болезн€м завис€т и от настроени€, от уверенности в том, что он не заболеет. Ќередко болезненное состо€ние бывает мнимым или ухудшаетс€ только из-за того, что человек становитс€ в этом убежден. ј дети гораздо сильнее поддаютс€ внушению, чем взрослые.

» не подозревают многие люб€щие мамы и бабушки, что своими страхами и вечными опасени€ми ("Ќе беги - упадешь! Ќе лезь в лужу - ноги промочишь! Ќе пей холодную воду - заболеешь! «акрой форточку - простудишьс€!" и т.п.) они только приучают малышей к мысли, что болезней не миновать. “е, разумеетс€, и не минуют. ѕолучаетс€ порочный круг: оберегание -укутывание - изнеживание - болезнь - страх - еще более тщательное сбережение и так далее, вплоть до внушени€ самому ребенку, что он болезненный и хилый. ј он может быть здоровым и крепким, только... разрешите ему это и поверьте сами, что это вполне возможно.

  нам часто приезжают папы и мамы со своими малышами. ѕока мы, взрослые, разговариваем, реб€тишки довольно быстро осваиваютс€ в нашей спортивной комнате: виснут на кольцах, кувыркаютс€ на большом матраце, пытаютс€ влезть на шест. »м вскоре становитс€ жарко в шерст€ных костюмчиках и колготках, и они, гл€д€ на наших реб€т, помаленьку стаскивают с себ€ одну одежку за другой и, испытыва€ наслаждение от легкости, свободы и при€тной прохлады, все больше вт€гиваютс€ в общую игру. Ѕывало даже, что кто-нибудь, возбужденный возней, выскакивал (раздетый-то!) вслед за нашими пр€мо на мороз. –одители, узнав об этом, чуть в обморок не падали, а ребенку хоть бы что. ¬от что значит уверенность: € могу, € не заболею!

 

ќпубликовано на http://ruslife.org.ua

 

 

 


’отите узнать стоимость авиабилетов в јнглию , а не знаете где найти? Ќаш сайт поможет ¬ам в этом!” нас ¬ы можете узнать стоимость билетов в любую точку мира, забронировать билет, приобрести тур в любую страну мира!

–убрики:  «доровье


ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



VILIGNOM48   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 11 ќкт€бр€ 2013 г. 16:47 (ссылка)
—упер!!!!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку