-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в –усс

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.09.2009
«аписей: 739
 омментариев: 5043
Ќаписано: 6550

–усские игрушки из соломы. Ќародное творчество

ѕонедельник, 22 Ќо€бр€ 2010 г. 16:27 + в цитатник

 огда созревала рожь, наступала страдна€ пора. ¬ поле выходили все, кто только мог. ∆ницами становились молодые и не очень молодые женщины, ловкие в работе и не очень. ѕопадались среди них и те, кто слагал грустные и веселые песни, задорные частушки, кто, облада€ музыкальным слухом и красивым голосом, мог случае исполнить песню. Ѕыли и неумехи, и рукодельницы, в€завшие затейливые кружева. Ѕыли мастерицы, которые ткали добротную ткань, шили красивую одежду.

»звестно, что художественное начало, заложенное в человеке, про€вл€етс€ не только в те часы и минуты, когда он вышивает или в€жет кружева. –укодельница и снопы в€жет так, что залюбуешьс€. ј красота и польза в любом труде ход€т рука об руку.

 расивый сноп, ладно подпо€санный св€слом, при€тно вз€ть в руки. “акой сноп не развалилс€, не рассыплетс€ по дороге на ригу, и влага ему нипочем.
–аботали рукодельные жницы и все примечали. Ќет сомнени€, что среди жниц, имеющих богатое воображение, родилась в далекие годы, казалось бы, проста€ загадка: маленький јфанасий травкой подпо€сан. », конечно же, каждый сельский житель, кто с натугой, а кто и сразу, узнавал в "маленьком јфанасии" ржаной или пшеничный сноп. “равкой его подпо€сывали в буквальном смысле слова, в основном, в сухмень, когда соломенное св€сло было настолько хрупким, что разрывалось при первом же неосторожном движении. ѕод травкой подразумевали болотные растени€ - рогоз и камыш, которые специально замачивали по случаю жары.  огда же было не так жарко, и врем€ от времени выпадали дожди, снопы в€зали жгутами-св€слами из соломы. “ак что "маленькие јфанасии" по€вл€лись подпо€санные соломенными кушаками. ”краинские кресть€не нарекли сноп в подобной загадке совсем другим именем: маленький ƒорофейко подпо€сан коротенько. Ќо важно не это, а то, что сноп в той и другой загадке уподобл€етс€ человеку. Ќемудрено, если вдруг среди жниц нашлась мастерица, котора€ в шутку сделала ƒорофейке или јфанасию руки и поставила среди стерни. Ётот миг вполне можно было бы считать днем рождени€ первой соломенной скульптуры. ’от€ справедливости ради днем рождени€ соломенной скульптуры следовало бы считать тот, когда человек впервые научилс€ в€зать снопы.

” ловкой и аккуратной жницы снопы получаютс€ не только ладные, но и одинаковые словно близнецы. „тобы дорофейки и афанасии были не худы и не чересчур толсты, а в самый раз, существовала особа€ мера (своеобразный канон!). «ахватив горсть торчащих из земли стеблей - столько, сколько может вместитьс€ в левой руке, подрезают их под корень серпом, наход€щимс€ в правой руке. “акой пучок стеблей называлс€ у русских кресть€н ручней, или рученькой. ј поскольку все же руки взрослой женщины и подростка отличаютс€ по величине, то соломенные пучки-рученьки получались немного разными. Ќо, несмотр€ на это, снопы все же должны быть одинаковыми на всем поле. ѕоэтому одна жница, чтобы получить сноп средних размеров, соедин€ла вместе семь рученек, а друга€ все восемь. —оединенные вместе пучки перев€зывали жгутом (св€слом, перев€слом, скрутом). Ќижнюю комлевую часть снопа называли огузком, или гузовьем, а верхнюю - бородой, или колосовищем (рис. 29а).

 



 

–ис. 29


≈сли не было уверенности в погоде, нав€занные за день снопы укладывали в крестцы и балки. »х нужно было уложить так, чтобы солома, а главное, колось€, достаточно хорошо проветрились, а в случае дожд€ не намокли. » здесь аккуратно св€занные и красиво уложенные снопы тоже имели преимущество перед сделанными небрежно и наспех.
 

 рестцы делались двух видов. ќдни из них, если посмотреть сверху, действительно были похожи на кресты (рис. 29 б). —нопы в таких крестцах укладывались так, чтобы в месте их скрещивани€, то есть в середине, гузовье одного снопа лежало поверх другого гузовь€. ¬ случае дожд€ в основном страдал только верхний сноп. ƒругие крестцы напоминали колодезный сруб (рис. 29 в). ѕричем снопы в них укладывались так, чтобы колось€ каждого из них лежали на огузке соседнего. ѕолучалс€ замкнутый четырехугольник - венец.  аждый крестец состо€л из трех-четырех венцов.


Ќо все же наиболее совершенным был способ хранени€ снопов в суслонах. —амо слово "суслон" образовано от древнерусского "суслон€ть", то есть прислон€ть. ¬ названии очень точно отражен сам принцип составлени€ суслонов из снопов. ќ количестве снопов в суслонах, а также об их устройстве можно судить по старинным загадкам. ќдна из них гласит: на четыре брата п€тый вверх ногами посажен. „тобы поставить такой суслон, четыре снопа ("брата") ставили комл€ми вниз, а колось€ми вверх, прислонив друг к другу. ѕ€тый сноп переворачивали, расправл€ли его колосовье, или бороду, так, чтобы получилось некое подобие колпака, и накрывали им сверху сомкнутые вершины четырех сто€щих на земле снопов. ¬ерхний сноп был, по сути дела, крышей, котора€ не давала замочить наход€щиес€ под ней колось€.


¬ другой загадке спрашиваетс€, что такое - дев€ть братьев под одной шапкой? —уд€ по количеству "братьев", речь идет в ней о суслоне, в котором дев€ть снопов расставлены по кругу, соединены вершинами и накрыты как шапкой дес€тым снопом. ¬ерхний сноп, поставленный огузком вверх, кресть€не называли порой клобуком, поскольку он напоминал им традиционный головной убор православных монахов, представл€ющий собой высокую цилиндрическую шапку с покрывалом. ¬ сумерки суслоны напоминали сто€щих на поле женщин в пышных сарафанах (рис. 30 а). Ѕыть может, поэтому и назвали их в народе бабками.


ѕростой и остроумный прием защиты снопов от дожд€ в суслонах не обошли вниманием кресть€нские строители при сооружении конька на гребне соломенной кровли (рис. 29 г). Ќа севере, где на сырую землю ставить суслоны было нельз€, снопы насаживали на жерди изгороди, специально приспособленные дл€ этих целей (рис. 30 б). ѕо вечерам на фоне закатного неба они напоминали фантастических птиц, присевших отдохнуть на забор. ѕрием насаживани€ снопа на жердь в народной кресть€нской архитектуре повсюду использовалс€ при формировании стрехи соломенной кровли. —нопы, уложенные с напуском, защищали взлобки кровли от порывистых ветров и проливных дождей. —тоит ли говорить, что приемы низки снопов и сооружение из них суслонов оказали огромное вли€ние на народное декоративно - прикладное искусство и, в первую очередь, на художественную обработку соломы. “е же приемы используютс€ как дл€ изготовлени€ гигантских соломенных фигур на ћасленицу, так и небольших куколок, которых делали на потеху детишкам.

 –ис. 30


ћасленична€ кукла, так называема€ " острома", олицетвор€вша€ собой прошедшую зиму со всеми ее невзгодами, была, как правило, плодом коллективного творчества.  аждый нес в импровизированную мастерскую под открытым небом все, что мог: рваную одежду, обмолоченные снопы, куски полуистлевшей мешковины и прочий ненужный хлам. ¬о врем€ совместной работы об€зательно выдел€лс€ наиболее способный "ва€тель", который руководил всей работой. √игантска€ кукла должна была получитьс€ смешной и непригл€дной, чтобы было не жалко в конце праздника предать ее огню или же пустить на плоту вниз по реке.

ѕучок соломы, перев€занный жгутом, издревле служил основой традиционных кресть€нских игрушек. ѕо всей веро€тности, первые соломенные игрушки родились как бы пр€мо в поле в страду, когда кресть€нки часто вынуждены были брать с собой малых детей. –азумеетс€, оставшись без присмотра, они капризничали. », быть может, как- то, чтобы ун€ть дит€, кресть€нка и сделала примитивную куклу из первого, что попало в руки, - из соломенного жгута (св€сла), примен€емого дл€ перев€зки снопов. —ложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расход€щиес€ внизу веером соломины - платье или сарафан. «атем фигурка куклы стала постепенно усложн€тьс€. Ѕыть может, в короткие минуты отдыха жницы ребенок попросил ее сделать кукле руки. » было найдено простейшее решение: вставить пучок соломы перпендикул€рно туловищу, св€зав его в середине и по кра€м так же, как перев€зывают св€слом снопы.


¬ дальнейшем конструкцию соломенной куклы стали совершенствовать. ѕо€вились детали с более тонкой отделкой. ѕри изготовлении таких кукол требовалось уже не только привычное умение в€зать снопы, но и искусное владение приемами плетени€, врожденный художественный вкус, изобретательность. ѕостепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в спокойной домашней обстановке стали делать кукол, фигуры коней, оленей, а также всевозможных фантастических животных (рис. 31). ¬ наши дни скульптура из соломы, созданна€ талантливыми народными мастерами, используетс€ дл€ украшени€ интерьера. ¬месте с ней в жилище горожанина вход€т напоенный солнечными лучами природный материал, хран€щий тепло человеческих рук.

 –ис. 31

 


»«√ќ“ќ¬Ћ≈Ќ»≈  ” Ћџ



ƒл€ изготовлени€ декоративной скульптуры и игрушек используют как целые стволы злаковых растений, так и верхние их коленца, имеющие самые длинные соломины. ÷елые стволы идут на крупные издели€, а верхние междоузли€ - на средние и мелкие. „тобы солома стала гибкой, ее, так же как и дл€ плетени€, вымачивают в воде, а затем завертывают на врем€ работы во влажную холстину. √отовые соломенные фигурки отделывают плетежками.


¬ основе любой современной игрушки дл€ декоративной скульптуры из соломы лежат простейшие конструктивные решени€, найденные еще в далеком прошлом. ѕучки соломы, перев€занные в нескольких местах и соединенные друг с другом в определенном пор€дке, дают возможность передать в условной и лаконичной манере фигуру человека (рис. 32), звер€, птицы и многое другое.  ак и в прошлом, основу куклы составл€ют два пучка соломы, соединенные под пр€мым углом друг к другу. ќднако современные куклы все же имеют некоторые конструктивные особенности.

 


 

–ис. 32


Ќачина€ изготавливать туловище, пучок соломин как можно сильнее перев€зывают прочной бечевкой недалеко от торцевого среза (рис. 33 а). «атем все соломины отгибают в сторону перев€зи (рис. 33 б) и св€зывают другой бечевкой. ќбразовавша€с€ округла€ форма будет служить основой головы куклы. —обрав другой, более тонкий, пучок соломин, перев€зывают и его бечевками недалеко от торцевых срезов. ¬ тонкий пучок дл€ придани€ прочности вставл€ют проволоку (рис. 33 в). ќна должна быть м€гкой, но в то же врем€ хорошо сохран€ть форму. ¬ зависимости от размеров фигурки можно использовать медную, алюминиевую и стальную проволоку толщиной от 1 до 2 мм. Ѕлагодар€ проволоке мастер может согнуть соломенный пучок так, как ему будет угодно. ѕучок соломы, предназначенный дл€ туловища, раздел€ют на две одинаковые части и в промежуток между ними вставл€ют тонкий пучок, армированный проволокой. «атем оба пучка перев€зывают крест-накрест, а толстый пучок еще и поперек в двух местах, чтобы обозначить шею и талию фигурки. „тобы бечевки не были видны, их обматывают сверху соломенными лента ми (рис. 33 г). «акончив обмотку, кончик оставшейс€ ленты засовывают осторожно под слои обмотки.

 –ис. 33


ќснова куклы готова. — этого момента все зависит от желани€ и вкуса мастера. ќн может обр€дить куклу по своему усмотрению в кресть€нскую или городскую одежду, надеть какой угодно головной убор, придать рукам любое положение, вложить в них нужный предмет - словом, все будет зависеть от тех задач, которые ставит перед собой мастер. Ќа нашем рисунке показано изготовление женской фигурки в городской одежде: на ней жакет, платье с фартуком, а в руках хоз€йственна€ корзина. »сход€ из этого, фигурку вполне можно назвать "’оз€юшка".


„тобы получить нижние линии фартука и жакета, на фигурку надевают резиновые колечки, нарезанные, например, из старой велосипедной камеры. ќриентиру€сь на резинки, осторожно срезают ножницами два-три сло€ соломин (рис. 33 д). ≈сли хот€т сделать платье более пышным, в середину пучка со стороны торца забивают комок путаной содомы. «атем к платью, жакету и юбке пришивают нитками косички чЄтырехконцовки ("елочки"), имитирующие оборки и узоры (рис. 33 е). –уки обматывают соломенной лентой. ѕока солома не высохла, им придают нужное положение. „тобы сделать прическу с косой, укладывают в один р€д увлажненные соломины, переплетают их веревочкой и укрепл€ют на кукле, а торчащие концы заплетают косичкой (рис. 33 ж). »з разглаженных соломенных полосок плетут корзинку. ¬ качестве шаблона используют дерев€нный брусок подход€щих размеров или же спичечную коробку (рис. 33з).
 


ƒ≈ ќ–ј“»¬Ќќ≈ Ќј—“≈ЌЌќ≈ ѕјЌЌќ "—ќ¬ј"



ќсновой панно €вл€етс€ уплощенный снопик соломы. ≈го изготовл€ют из обычного снопика, вбив сверху клин, вырезанный из фанеры (рис. 34а). ”площенный сноп расчесывают специальной гребенкой, укладыва€ соломины аккуратными р€дами. √ребенку вырезают из дерев€нного бруска. Ќа одной из его граней, примерно на рассто€нии 1 см друг от друга, вбивают гвоздики с откушенными шл€пками. „тобы кончики гвоздей не царапали солому, каждый из них шлифуют напильником, придава€ ему округлую форму. Ќа одном из концов бруска вырезают руко€тку. Ќа следующем этапе уплощенный снопик подстригают ножницами, как показано на рис. 34 б. ¬верху соломины обрезают по крутой, а внизу по более отлогой дугообразной линии. ”ступы из стриженой соломы будут имитировать в условной манере оперение птицы. „тобы соломины не топорщились, а сноп сохранил уплощенную форму, его обрызгивают теплой водой, еще раз расчесывают и прижимают сверху доской с гнетом.

 –ис. 34

ƒруга€ крупна€ деталь панно тоже представл€ет собой снопик. “олько он значительно тоньше и перев€зан бечевкой не у торца, а в середине (рис. 34в). ќбе половины снопика расчесывают и распускают веером. „тобы сохранить форму вееров, соломины переплетают "веревочкой".   веерам пришивают по окружности зубчатые плетежки - четырехконцовки ("елочки"). «амкнув круг, плетежок продолжают пришивать по спирали, сместив ее центр ближе к перев€зи снопика (рис. 34 г). ¬ середине каждой спирали пришивают пуговицы или же срезы веток с выразительным текстурным рисунком. ∆елательно, чтобы на торце ветки хорошо различалось темное €дро и светла€ заболонь. ѕодобна€ текстура как нельз€ лучше имитирует глаза птицы. “акие срезы, как правило, бывают у веток плодовых деревьев - сливы, €блони, вишни и др. ¬се части панно соедин€ют вместе (рис. 34 д). ¬ завершение из под ход€щего сучка вырезают крючковатый нос совы, который тщательно шлифуют и протирают олифой.

 


" ќЌ№ «Ћј“ќ√–»¬џ…"



” древних слав€н конь почиталс€ как символ солнца - божества, дар€щего жизнь и процветание всему живому на земле. ѕоэтому изображение кон€ имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища. ≈ще в дохристианские времена были широко распространены украшени€ в виде подвесок с изображени€ми кон€. ѕодвески служили амулета оберегающими человека, когда находилс€ далеко от дома, дом же слав€нина со всеми его домочадцами тоже охран€л конь - посланец солнца. “ак, многие века на –уси резным изображением кон€ украшали нависающий над фронтоном конец охлупн€. ѕостепенно коньком стали называть также охлупень - бревно с желобом, защищающее гребень крыши от дожд€. Ёта традици€ оказалась настолько живучей и в наше врем€, что подобные детали крыши из керамики, шифера и жести по-прежнему называютс€ коньками. »грушки с изображением кон€ можно в изобилии встретить у мастеров, работающих с самыми различными материалами, в том числе и с соломой... —тремительный бег кон€ в народном представлении св€зывалс€ с движением солнца и полетом ветра. Ѕыть может, поэтому в соломенных игрушках, изображавших скачущего кон€, народные мастера пышным веером распускали гриву, уподобл€€ ее солнечным лучам.

 –ис. 35


ƒекоративна€ фигурка кон€ из соломы может украсить любой современный интерьер, а заодно и напомнит о древних истоках народного искусства. —обирают фигурку из двух снопиков. ќдин снопик как можно туже скручивают недалеко от торцевого среза м€гкой проволокой, оставив свободными два длинных конца (рис. 35 а). «атем все соломины перегибают через проволочное кольцо в противоположную сторону. ѕри этом концы проволоки должны оказатьс€ внутри пучка соломы (рис. 35 б). ѕучок, из которого будут формироватьс€ голова, ше€ и передние ноги, туго перев€зывают бечевкой и верхнюю часть сгибают дугой (рис. 35 в).


—делав таким образом основу головы и шеи, приступают к изготовлению гривы (рис. 35г). ” этой наиболее выразительной части декоративной фигурки намеренно утрированы пропорции и форма гривы. ќт кон€ словно исходит солнечное си€ние. “акое решение гривы отвечает народным традици€м, в которых конь почиталс€ как символ солнца. √рива собираетс€ из отдельных соломин, а иногда и из небольших пучков.  аждой соломиной поочередно огибают шею кон€ и переплетают "веревочкой" - специально заготовленным жгутом из соломы или пеньки.


 огда грива будет готова, берут новый пучок соломы и, обогнув его вокруг туловища, туго перет€гивают бечевкой (рис. 35 д). ќтступив на некоторое рассто€ние, пучок перет€гивают бечевкой еще раз, обозначив, таким образом, туловище кон€. ќставша€с€ часть соломенного жгута раздел€етс€ на три части, из них будут сделаны задние ноги и хвост. ƒве части жгута, в которых должны оказатьс€ концы проволоки, сгибают временно под пр€мым углом к туловищу и недалеко от торцевых срезов перев€зывают бечевками. “реть€ оставша€с€ часть идет на изготовление хвоста. ≈го окончательно отделывают на последней стадии работы. ј пока делают передние ноги, разделив пополам первый пучок соломы так, чтобы концы проволоки оказались в середине каждой половины. „тобы обозначить колени, каждую из четырех ног перекручивают в середине бечевкой, а затем полосками соломы.  онцы проволоки, торчащие из соломы, либо обрезают кусачками, либо сгибают и пр€чут, чтобы их не было видно снаружи. «атем ноги сгибают так, чтобы создавалось впечатление стремительного бега кон€.


Ќа последней, завершающей стадии приступают к отделке фигуры. ¬се без исключени€ места, которые были перев€заны бечевкой, обматывают полосками соломы. Ќеобходимо скрыть все инородные материалы, чтобы создавалось впечатление, что фигурка полностью изготовлена из соломы. »з отдельных соломинок вырезают глаза и уши, затем прикрепл€ют их к голове с помощью ниток и иголки. »зготовив из соломенных полос плетежки-двухконцовки, пришивают их к туловищу в виде всевозможных декоративных завитков. » наконец, приступают к завиванию хвоста. —олому опускают на одну - две минуты в гор€чую воду и расщепл€ют каждую соломину кончиком ножа или ножниц на две-три части. ѕолученные таким образом соломенные полоски завивают с помощью соломенных "бигуди" (рис. 35 е) или нагретого металлического стержн€, насаженного на дерев€нную руко€тку. ≈сли все же решили сделать холодную завивку, то надо изготовить примерно два или три дес€тка соломенных "бигуди". ќни представл€ют собой короткие трубочки, вырезанные из толстых прикорневых междоузлий вместе с одним узлом. “рубочку слегка расщепл€ют ножом с одной стороны и вставл€ют в расщеп одну из соломенных полосок хвоста. Ќамотав полоску на трубочку, всовывают в расщеп оставшийс€ кончик полоски. “аким же способом завивают все остальные полоски, использу€ заготовленные "бигуди". „ерез несколько часов, когда солома подсохнет, закрученные полоски осторожно снимают с "бигуди". ≈сли после этого полоски окажутс€ закрученными слишком туго, завитки опускают в холодную воду или же обрызгивают из пульверизатора. ѕод действием влаги завитки скоро начнут раскручиватьс€. ѕоэтому нужно действовать быстро и очень осторожно. «авитки расправл€ют пальцами, слегка скручивают, сгибают в ту или другую сторону, чтобы хвост бегущего кон€ как бы развевалс€ от потоков встречного воздуха, подчеркива€ динамику движени€.

ќпубликовано на http://ruslife.org.ua

 

 

 

 


 http://www.profsteel-m.ru/ - сайт производител€ оцинкованного профил€ и комплектующих дл€ монтажа гипсокартона. ” нас ¬ы можете приобрести оцинкованную сталь, кровельные материалы, крепежные издели€, гипсокартон и комплектующие дл€ его монтажа и пр. Ќаша продукци€ высокого качества и соответсвует √ќ—“у. Ќаши преимущества - это низка€ цена и короткие сроки поставки.


—делали ремонт, а не знаете где найти высококачественные межкомнатные двери ? ќбратитесь в компанию "ѕарус". ћы предлагаем огромный выбор моделей, широкую цветовую гамму и быструю доставку. ѕокупа€ у нас - ¬ы покупаете качественный товар!


–аскрутка сайтов харьков - это ¬аш шанс продвинуть свой бизнес на новый уровень. ћы используем только белые методы, поэтому результат полученый у нас - долговременный и надежный. ќбратитесь к нам, и ¬ы останетесь довольны!

–убрики:  Ќаследие предков(истори€)


ѕроцитировано 16 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



ќксана_Ћютова   обратитьс€ по имени —уббота, 27 Ќо€бр€ 2010 г. 00:29 (ссылка)
 акие все таки умельцы были на –уси, какие игрушки делали...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку