-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в –усс

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.09.2009
«аписей: 739
 омментариев: 5043
Ќаписано: 6550

 икимора и еЄ именины

—реда, 03 ћарта 2010 г. 11:37 + в цитатник

ѕредставл€€ героиню рассказа, стоит начать с множества имен, которыми она нарекалась в суевери€х наших предков: кикимра, кукимора, кикиморка, шишимора, суседка, мара. Ётот домашний дух в р€де мест считали супругой домового (которого звали суседушкой, а ее, стало быть, суседкой).

»сторические корни возникновени€ персонажа уход€т в глубокую древность и св€заны с культом суровой богини ћорены (ћоры, ћары), само им€ которой означает смерть. „то касаетс€ «кик», «кук», то это древний балто-слав€нский корень, речевой смысл которого – горбатость, скрюченность; по другой версии, от глагола кикать, т.е. кричать, плакать, причитать. «Ўиш» указывает на копошение, шевеление, действи€ исподтишка (по старо-русски шиш – вор, бандит).

 

 то становилс€ кикиморой?

 


ѕо довольно распространенным поверь€м, в кикимору обращалась девочка, умерша€ до крещени€ или прокл€та€ еще в утробе, т.е. если был сделан аборт. —колько абортов – столько кикимор, которые перед смертью своей матери будут караулить ее душу, чтобы утащить в ад.

—читалось, что кикиморой могла стать девочка, украденна€ или обмененна€ нечистой силой, или та, что родилась у женщины от огненного зме€. ¬ерили, что она может по€вл€тьс€ в домах, поставленных на плохих местах: близких к погребению самоубийцы, неотпетого покойника и т.п., а также возле болот.  роме того, кикимору могли «напустить» колдуны или злоумышленники-мастеровые (плотники, печники).

 

».Ѕилибин.  икимора
».Ѕилибин.  икимора

 ак выгл€дела кикимора?

 


¬ народных представлени€х она была весьма субтильной особой: «сама тонешенька, малешенька, голова с наперсточек, а тулово не толще соломинки». » внешности была безобразной, этака€ уродлива€ растрепа, одета€ в лохмоть€. ¬озраст кикиморы в основном определ€лс€ как старческий.

¬прочем, случалось, что ее представл€ли в виде девушки с длинной косой, без одежды или в одной рубахе (вам не кажетс€, что похоже на образ русалки?); кресть€нки в повойнике на голове или же с распущенными волосами и даже… в мужском облике. ”тверждали, что из-за кикиморы в избе «ма€чит», т.е. мерещатс€ то свинь€, то собака, то за€ц; слышатс€ свист, детский плач, стуки-бр€ки, а то и песни с танцами, да какими: с притопами и прихлопами!

 

 

„ем занималась кикимора?

 

—читалось, что она устраивает беспор€дки, досаждает хоз€евам: мешает спать (или, подобно ћаре, наводит кошмары), бьет горшки, путает пр€жу, стучит, швыр€етс€ луковицами из подполь€ и подушками с полатей. ѕричем, что характерно, главным объектом пакостей объ€вл€лс€ глава дома. ќна будто бы даже могла выдирать у него волосы.

¬прочем, пристрастие суседки к шерстистому материалу про€вл€лось и во дворе, где она выщипывала перь€ у кур и стригла овец, отчего те плешивели впоследствии. Ќо вот что любопытно: приобретенна€ шерсть не пропадала, а обнаруживалась в хлеву в виде подстилки дл€ скота.

Ёта невидимка аттестовалась как любительница верховой езды: поутру хоз€ин мог найти свою лошадь загнанной, в мыле. «абавна€ деталь: поверь€ о том, что кикимора причин€ет вред скоту путем его пересчитывани€, оговаривают скромность ее математических способностей, утвержда€, что она умеет считать только до трех.

¬се свои «подвиги» де€тельна€ кроха творила по ночам, а днем отсыпалась за печкой (ну, точно супружница домового), на чердаке или в подполе. ѕорой, правда, могла и нарушить привычный режим дн€, пробежавшись поросенком по лавкам. ¬ триллеровских сценари€х с участием кикиморы предполагалось, что она способна погубить человека, выжить из дома. ѕраво слово, а над кем ей тогда насмехатьс€? ¬роде бы, невыгодно.

ќднако, это объ€сн€ет верси€, согласно которой кикимора, если поселилась в пустом доме, то уж никого туда не захочет впускать: начнет кидатьс€ чем попало: мусором, например, а то и камн€ми. “ак что может быть, она просто была противницей коммуналок и претендовала на собственное жилище?

—трашноватым существом была кикимора болотна€. ≈й, жене лешего, приписывалось похищение детей, заманивание заблудившихс€ путников в тр€сину и т.п.

— другой стороны, невидимка была трудолюбивой, а более всего увлекалась пр€дением, шитьем и плетением кружев, – эти зан€ти€ у кикимор были наследственным ремеслом (а ведь и велика€ ћакошь пр€ла, как известно, нити судьбы). ≈сли оказывалась рукодельницей, то могла допр€сть за хоз€йку, а коли таланта или мастерства не хватало, то недовольна€ результатами своей работы, либо осерчав на хоз€йку, замусоливала шерсть и жгла куделю. „тобы этого не произошло, полагалось на ночь благословл€ть средства предпочитаемого кикиморой труда. Ѕлагодар€ проделкам неумех из этого рода в народе сложили поговорку: «ќт кикиморы рубахи не дождешьс€».

ј еще она была очень ответственной сторожихой. Ќа русском —евере считалось, что в летнюю пору она ходит по пол€м с большущей раскаленной сковородкой в руках, припасенной на случай обнаружени€ там вора: «кого поймает на чужом поле, того и изжарит».

√оваривали также, что эта своевольница способна помогать и покровительствовать семье, но только в том случае, если хоз€йка в ней сноровиста€, старательна€ и умела€. “огда она возьметс€ и малышей убаюкать, и крынки перемыть, и хорошую выпечку обеспечить.  икимору считали предсказательницей, верили, что плач ее или бр€цание коклюшками предсказывает беду, а по€вление – смерть кого-то из обитателей дома. «агадочным дл€ нас образом определ€емое местоположение невидимки означало – к худу или к добру.  ое-где даже прин€то было спрашивать у нее о судьбе и получать ответы в виде стука (но ведь за судьбу отвечала ћакошь!).

 

 ак избавл€лись от кикимор?

 


ќт буйствующей кикиморы избавитьс€ было крайне трудно. Ћучшим оберегом от нее считалс€ «куриный бог» – камешек с естественным отверстием или горлышко разбитого кувшина с лоскутом кумача, который вешали над насестом, на балках в хлеву, носили при себе и т.д.

ѕод €сли помещали «свинобойную» палку, а под шесток – клок медвежьей или верблюжьей шерсти с ладаном. —олонки в доме обв€зывали можжевеловыми по€сками. ≈сли считали кикимору «наведенной», искали в доме куколку, а найд€ – сжигали. Ќе наход€, старались уговорить предполагаемых «напустивших» убрать заговоренную вещь.

¬ арсенале знахарских методов были специальные заговоры и ритуалы. Ќапример, на √ерасима √рачевника (17 марта по н. ст.), обметали все углы в избе и печь, которую окуривали с приговором: «јх ты, гой еси, выходи ты, кикимора домова€, из горюнина дома скорее, а не то задерут теб€ калеными пруть€ми, сожгут теб€ огнем-полымем, зальют черною смолою. —лово мое твердо».

¬ числе мер встречались и совсем странные. ¬ частности, накинуть на нее крест (это на невидимку-то!), и она застынет на месте, т.е. обездвижитс€. »ли такой: поймать и выстричь на темени волосы (тоже в виде креста), тогда она превратитс€ в человека, правда, на всю жизнь сохранит какой-либо физиологический недостаток (слабоумие, заикание и т.д.).

 

 огда у кикиморы именины?

 

¬ литературе по пам€тным датам о дне 2 марта, когда православный мир нар€ду с пам€тью о ‘еодоре “ироне чтит ћариамну ѕраведницу, как правило, выражаетс€ удивление: «каким образом праведница ћаремь€на (ћариамна) церковного календар€ превратилась в народном мес€цеслове в ћеремь€ну- икимору, сказать трудно».

Ќа самом деле, удивл€тьс€ здесь нечему. ¬ дохристианскую пору этот день был посв€щен богине ћорене (ћоре, ћаре), так сказать, прощание с ней по случаю наступлени€ нового года и окончани€ зимы, правительницей которой она €вл€лась. ј поскольку наша героин€ состо€ла в свите этой небожительницы, то ћеремь€на  икимора €вл€ет собой отголосок древнейших верований.

¬ этот день домашнюю утварь перемывали раствором с настойкой из корней папоротника, полага€ таким образом доставить имениннице удовольствие, котора€, как считалось, имела пристрастие к этому растению. ƒорожку перед домом выметали от крыльца к колодцу или перекрестку. »збавл€лись от старой посуды с трещинами и сколами, разбива€ ее и выбрасыва€. ∆гли скопившийс€ в доме хлам, кидали в костер и ветхую одежду, обходили дом с факелами.

—огласитесь, эти обр€ды имеют €вную новогоднюю подоплеку. »менно благодар€ им вскоре, на √ерасима √рачевника, кикиморы единственный раз в году становились кроткими и смирными. «нали, видно, что как раз в этот день их могут выставить из дома.
 ак видим, в образе кикиморы прослеживаетс€ св€зь с другими мифологическими персонажами, порой даже наложение их аспектов (может, просто путаница?). Ќо зачем вообще этот рассказ? ¬едь врем€ движетс€ неумолимо, и суевери€ отступают в глубину веков. ј почему бы не воспользоватьс€ поводом и, следу€ обыча€м предков, вз€ть, да и выбросить старые, ненужные вещи дл€ большей просторности в доме (или хот€ бы освободить место дл€ нового складировани€ им подобных...)?

¬алентина ѕономарева

 


ƒомашн€€ бегова€ дорожка - отлична€ возможность поддерживать себ€ в форме. ’ватит жаловатьс€ на здоровье, хватит завидовать, хватит смотреть на других и вздыхать гл€д€ на себ€ в зеркало. «аймитесь собой, займитесь спортом!

–убрики:  —лав€нска€ мифологи€


ѕроцитировано 8 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



Elena_Shepl   обратитьс€ по имени —реда, 03 ћарта 2010 г. 11:48 (ссылка)
— интересом прочла, спасибо!¬ большинстве своем люди не вер€т во все это,и думаю,зр€!ќтсутствие этого мира еще никто не смог доказать.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—молька   обратитьс€ по имени —реда, 03 ћарта 2010 г. 11:59 (ссылка)
—пасибо! очень интересно прочитать и подумать особенно тем кто собираетс€ делать аборт.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 09 јпрел€ 2010 г. 21:53 (ссылка)
Ёто же дохристианска€ культура!  акое крещение, какие церковные календари?! ѕолна€ мешанина! —лав€не вполне обходились без православных заморочек!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
Mari_V   обратитьс€ по имени —пасибо ¬оскресенье, 11 јпрел€ 2010 г. 18:45 (ссылка)
интересный персонаж
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку