-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в –усс

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.09.2009
«аписей: 739
 омментариев: 5043
Ќаписано: 6550

"∆ива€ вода" –оса

¬торник, 02 ‘еврал€ 2010 г. 11:43 + в цитатник


«Ѕожь€ роса Ѕожью землю кропит»

ћагические свойства росы

¬ода в определенные дни (–ождество, Ќовый год. —ретенье, в ¬еликий четверг и в день »вана  упалы) вообще у слав€н считалась сакральной, особенно если она набиралась при соблюдении определенных условий:

  • делать это следовало до восхода солнца, желательно раньше всех («непочата€ вода»), при этом запрещалось отливать эту воду из ведра или зачерпывать вторично;
  • следовало также хранить молчание при перенесении воды в дом.

ѕочиталась св€щенной и роса, о чем свидетельствуют приведенные ¬.».ƒалем выражени€:

  • «–осою, да через серебро умытьс€ - бела будешь»,
  • «¬се мы растем под красным солнышком, на Ѕожьей росе»,
  • «Ѕез росы и трава не растет» и т.д.

¬ русских говорах зафиксированы употреблени€ слова «роса» «в сочетани€х, св€занных с календарными обр€дами, приметами и поверь€ми и выражающих веру в то, что роса обладает чудесной целебной силой (поэтому по ней бегают, вал€ютс€, стараютс€ поить коров, лошадей, чтобы сохранить или дать имсилу, красивый вид и т.п.)». ќпубликовано на ruslife.org.ua

¬ слав€нских заговорах в начальной части текста, известной как «чудесное одевание», встречаетс€ мотив «умывани€ росою» (нар€ду с «утиранием» светом, звездами или зарею), да и вообще роса часто упоминаетс€ как субстанци€ магическа€ по происхождению или назначению («прибавленна€» св. ≈горием или «выпущенна€» его матерью; собранна€ Ѕогородицей; она «падает» на €блоню врайском саду; на нее переход€т болезни; по ней ходит Ѕогородица и едет ≈горий; ею ’ристос поливает змей; ее «сбивают» три калеки;«слизывает» солнце и т. д.).

–оса, использовавша€с€ в лечебных цел€х, отождествл€лась, очевидно, с «живой водой» русских былин и волшебных сказок. ќб этом свидетельствует, например, способ «излечени€» былинного геро€ ћихайла »вановича ѕотыка: «ћихайла ѕотык сын »вановичон на четырех кост€х поплыл во зеленый луг, приплывал он ко сыру дубу. ѕрилетала птичка райска€, садилась на тот на сырой дуб, пелаона песни царские: « то в эту пору-времечко помоетс€ росою с этой шелковой травы, тот здрав будет». ћихаила ѕотык сын »ванович умывалс€ росою с этой шелковой травы: заростились его раночки кровавые, стал он, молодец, здрав по-прежнему».

«ёрьевска€» роса

—огласно традиционным представлени€м, роса по€вл€етс€ на растени€х лишь после того, как в ёрьев день земл€ впервые «раствор€етс€», «раскрываетс€»; она выходит из земли (или ее выпускает св. √еоргий: «ёрий росу спускает») вместе с первой зеленью. ќпубликовано на ruslife.org.ua

ѕо мнению “.ј.јгапкиной, «магическое соприкосновение с этой первой росой становитс€ основной целью ритуальных "хождений в жито"».

 

«ёрьевска€» роса в народных представлени€х почиталась целебной:

  • «ёрьева роса от сглазу, от семи недугов»;
  • « атаютс€ по росе»;
  • «Ѕудь здоров, как ёрьева роса!»

¬ слав€нской традиции ритуальные обходы полей в ёрьев день повсеместно включали сбор росы, которую впоследствии использовали, в частности, как лекарственное средство; сбор росы был направлен также на «отбирание / увеличение урожа€, надоев». —лав€нские «ведьмы», известные под разными именами, в ёрьев день собирали росу с полей у болгар и у македонцев, у западных слав€н, в  арпатах и у восточных слав€н. ” последних сбор росы в ночь накануне ёрьева дн€ производилс€ «цедилкой (тканью дл€ процеживани€ молока), куском полотна, подолом юбки, полотенцем, скатертью»; «росу относили в хлев, давали ее выпить корове или кропили ею скот».

Ќар€ду со сбором росы, по всей территории ”краины и Ѕелоруссии на ёрьев день встречаетс€ катание (кувыркание) по земле (по всходам озими), причем значительна€ часть юрьевских «хождений в жито» так или иначе св€зывалась с росой, а иногда отмечаетс€ именно «катание по росе». ¬ Ѕелоруссии рано утром в ёрьев день было прин€то ходить росу «таптаць» или «трусыты». —ледует иметь в виду, что вообще один из основных способов «отбирани€ урожа€» заключаетс€ в том, что «ведьма отправл€етс€ в поле вскоре после того, как на посевы легла роса, катаетс€ по ним голой», а затем собирает росу и использует ее магическим образом, либо переносит ее в свой амбар. ¬ то же врем€ у русских «катание по росе» в ёрьев день зафиксировано только в —моленской губернии:«Ќа ягорь€ бабы выход€т толпами в поле и катаютс€ раздетые по полю». ѕо мнению ¬. . —околовой, «здесь возможно белорусское вли€ние».

¬ отдельных слав€нских земл€х мотив отбирани€ молока при помощи специально собранной росы встречаетс€ в веровани€х. приуроченных не к ёрьеву дню, а к —трастному „етвергу (—трастной ѕ€тнице): «сбор росы и трав с чужих полей», «волочение веревки по росе от чужого хлева к своему». —обранной росой «ведьмы кропили или поили свой скот или обмывали своим коровам вым€», а также варили на ней «зелье из собранных трав».

«»вановска€» роса

” русских к XIX - началу XX века сохранились лишь отдельные отголоски купальской обр€дности, «ее основные элементы были перенесены на другие праздники». јналогом дн€ »вана  упалы на –уси считаетс€ ярилин день (заговенье перед ѕетровским постом, 4 июн€), отчасти ѕетров день, но и сам праздник «»ванов день» был известен повсеместно. “ак, например, повсюду в русской народной традиции сохранилс€ обычай купатьс€ под »ванов день, причем канун праздника (день церковной пам€ти преп. јграфены « упальницы», 23 июн€ ст. ст. — 6 июл€ нов. ст.) стал сроком, с которого начинали купатьс€; считалось, что до этого дн€ вода еще холодна€. »ногда купание замен€лось обливанием, но дл€ северно-русских районов, нар€ду с купанием, об€зательным было мытье в бане, дл€ чего готовились специальные веники, «в которые вставл€ли разные цветы и травы, особенно »ван-да-ћарью».

 ак известно, участники восточнослав€нского купальского обр€да, зафиксированного достаточно фрагментарно, плели и одевали на голову венки, украшались растени€ми; добывали «живой огонь» и разводили костер, пели и пл€сали вокруг него, попарно перепрыгивали через костер, вдыха€ дым брошенных в огонь трав и стара€сь не разнимать руки, и, наконец, собирали росу и катались по ней: в праздник »вана  упалы ходили «под »ванову росу», «росу взимать» («девичий обычай в ночь на »вана- упалу собирать росу и ею мытьс€, чтобы «парни гон€лись»). ¬ других местах «день »вана  упалы называлс€ еще ярилы. ќбливаютс€ водой, собирают росу (курсив мой. — ј. Ѕ.), купаютс€ вместе с лошадьми».

«»ванова роса» в народной традиции считалась целебной:

  • ее использовали,«чтобы прогнать вс€кую болесть», например, промывали глаза и лечились от угрей и прыщей на лице;
  • в купальскую ночь «собирали в посудину» или в крынки дл€ молока;
  • водили скатертью по росистой траве и затем выжимали ее.

¬ календарной мифологии купальского цикла также известен мотив «отбирани€ ведьмами молока» при помощи сбора отождествл€емой с молоком росы (ночью в канун  упалы). Ѕ.ј. –ыбаков справедливо отмечал: «ћножество деталей обр€да убеждает в том, что это празднество  упалы было св€зано не только с солнцем, в честь которого зажигались от «живого огн€» знаменитые купальские костры, но и с росой, €вл€ющейс€ ежедневным орошением колос€щихс€ в это врем€ хлебов. ¬ купальскую ночь черпают росу, умываютс€ росой и даже таскают с магической целью скатерти по росе».

¬стречаютс€ и пр€мые свидетельства о купании / катании по«»вановской росе». ќписыва€ купальский праздник «на  арпатских горах, —удетах и  орнопошах на пространстве нескольких сот верст», ».ѕ. —ахаров замечает о его участниках: «ѕосле перепрыгивани€ через костры огней, купаютс€ в росе», а «литовцо-руссы», поего словам, называют этот день праздником росы («на росу» они и отправл€ютс€ рано утром в день »вана  упалы). ќб именовании праздника »вана  упалы «росою» в западнорусских губерни€х свидетельствует и ¬.». ƒаль; отмечено купание в росе в этот день также у гуцулов  и в районах контакта восточно-слав€нского и финского населени€.

¬ описании купальского обр€да в «—тоглаве» (1551 год), согласно списку, известному ».ѕ. —ахарову, пр€мо говоритс€: «» егданощь мимо ходит, тогда отход€т к роще с великим кричанием, аки бесы омываютс€ росою (курсив мой. — ј.Ѕ.)». «Ќаш народ думает. - писал собиратель, - что перескакивание через огонь избавл€ет от очаровани€.  ¬ купанье утренней росою они полагают очищение тела и избавление от болезней».

ќпубликовано на ruslife.org.ua

  


ћного времени проводите в интернете? ¬аши желани€ не соответствуют ¬ашим возможност€м, ¬аш тарифный план приносит лишь разочарование? ’ватит терпеть - перейдите на безлимитный тариф билайн или безлимитный тариф мтс  ачайте, учитесь, работайте без ограничений. ќщутите свободу в сети....


‘орум сотовых телефонов - узнайте все самое интересное и полезное о телефонах, операторах св€зи, тарифах. јктуальные новости, обзоры, тесты, случаи из жизни, юмор и многое, многое другое... ќбщайтесь, знакомьтесь, узнавайте новое, делитесь впечатлени€ми, высказывайте своЄ мнение...

–убрики:  язычество
Ќаследие предков(истори€)


ѕроцитировано 32 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



—молька   обратитьс€ по имени ¬торник, 02 ‘еврал€ 2010 г. 12:02 (ссылка)
 ак то во все это, веритс€ все больше и больше потому что наши бабушки и дедушки болели намного меньше, и болезни были не такие страшные как сейчас наверное тело очищалось вместе с душою.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Rising-Sun   обратитьс€ по имени ¬торник, 02 ‘еврал€ 2010 г. 14:46 (ссылка)
Ћетом, когда выезжаю с —евера, по мере возможности, с утра обтираюсь росой, а бывает и пр€мо л€жешь в траву.
эффект обалденный - лучше любого косметического салона.
¬озьму в цитатник.
 (466x93, 31Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
larisa_1   обратитьс€ по имени ¬торник, 02 ‘еврал€ 2010 г. 15:38 (ссылка)
ќчень интересно, не напрасно говор€т - ¬ода это жизнь
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ryabinka   обратитьс€ по имени ¬торник, 02 ‘еврал€ 2010 г. 18:52 (ссылка)
—пасибо за интересный пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
06Leka   обратитьс€ по имени ¬торник, 02 ‘еврал€ 2010 г. 19:52 (ссылка)
—пасибо! ќчень интересно и познавательно!:mms_drujim:
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
REMEUR   обратитьс€ по имени ¬торник, 02 ‘еврал€ 2010 г. 22:03 (ссылка)
на себе провер€ла!работает!!!!!!!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 02 ‘еврал€ 2010 г. 22:06ссылка
ј подробней можете описать?!
√алина_Ѕикмуллина   обратитьс€ по имени —реда, 03 ‘еврал€ 2010 г. 19:39 (ссылка)
ќчень интересно! —пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јлексей_–оманов   обратитьс€ по имени ƒа ¬торник, 29 јпрел€ 2014 г. 23:33 (ссылка)
в ней целебна€ сила могущественна€
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку