-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в –усс

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.09.2009
«аписей: 739
 омментариев: 5043
Ќаписано: 6550

 ак уничтожаетс€ наше прошлое...(музей  .¬асильева против торгашей)

ѕ€тница, 23 ќкт€бр€ 2009 г. 18:37 + в цитатник

¬ ћоскве уничтожен уникальный музей народного художника  онстантина ¬асильева


ƒмитрий —“≈Ў»Ќ

—таринное здание музе€ сожжено, а коллекци€ картин стоимостью свыше 3 миллионов долларов исчезла.  орреспондент  ѕ попыталс€ разобратьс€ в этой истории.

—Ћјƒ ќ≈ ћ≈—“ќ

«емельный участок, где находитс€ музей художника, в последние годы иначе как сладким не называли. —удите сами: дес€ть минут пешком от метро јлтуфьево, Ћианозовский парк. ¬ парке, за чугунной оградой, два с половиной гектара земли с могучими ел€ми и дубами и удивительный дом 1903 года постройки - бывший особн€к промышленника Ћианозова. »нвесторы щелкали острыми зубами и без устали годами бродили поодаль, облизыва€сь, как серые волки вокруг пионерлагер€. » добром это не кончилось.

—ейчас из причудливой ломаной крыши музе€ обгорелыми кост€ми торчат балки. ¬округ здани€ все усыпано красной черепицей и жженой др€нью. —реди мокрого мусора сто€т корреспондент  омсомолки и создатель этого музе€, председатель  луба любителей живописи  онстантина ¬асильева јнатолий ƒоронин.

ѕредседатель поддевает носком ботинка оплавившуюс€ канистру из-под тосола:

- ¬ ней они принесли горючую смесь.  ажетс€, это был бензин с маслом. ¬ыбрали самый глухой угол здани€, облили все и подожгли. ƒес€ть машин тушили...

я нюхаю канистру - в ней на дне еще осталась горюча€ смесь, и на автомате спрашиваю:
—ейчас музей  онстантина ¬асильева выгл€дит жутко.


-  то это сделал?

јнатолий »ванович как-то просто и обыденно говорит мне:

- »нвесторы. ƒнем они приезжали - хотели забрать печать, документацию музе€ и клуба. ћы не отдали, а ночью, 22 сент€бр€, музей подожгли.

- ј картины, что с картинами?

-  артины у нас отн€ли чуть раньше...

¬ голове у мен€ в тот момент была лишь одна мысль: ѕросто повезло, что весной успел сводить в музей ¬асильева детишек. ¬от эту фразу про детишек и музей € потом использовал как пароль и своеобразный тест на пор€дочность, когда влез в музейную историю. “акого клубка врань€, противоречий, злобы и взаимного недовери€ € не встречал никогда. ≈динственный VIP-заступник музе€ и поклонник живописи ¬асильева сатирик ћихаил «адорнов тоже первым делом, в лоб, спросил мен€:

- ѕочему вы зан€лись этой темой? „ей это заказ?

я даже растер€лс€:

- ћне нравитс€ ¬асильев, € детей своих водил в этот музей...

- ¬се! ¬се! ¬ы ответили на мой вопрос! - закричал сатирик. ћихаил «адорнов в этот момент был в ћагадане, сто€л на трапе самолета. Ќо две минуты дл€ мен€ нашел:

- Ётот музей создавалс€ с большой любовью поклонниками творчества ¬асильева. Ёто особа€ каста людей. » сам художник - знакова€ фигура. ѕотому что он ведал нашу Ѕыль, а не »сторию. »стори€ всего лишь написана летописцами, людьми. ј то, что было на самом деле, знают не все.  онстантин ¬асильев знал. Ќо сейчас торгашеское врем€.  онстантин ¬асильев и торгаши несовместимы, как филармони€ и м€сокомбинат. », конечно, этот лакомый кусочек хотели отхватить. “ам земл€, там ночной клуб можно построить. ћне противно даже говорить про это... “е, кто любит творчество  онстантина ¬асильева, мысл€т по-старому. ќни не могут и не умеют защищатьс€, и, конечно, у них все это отберут...
—оздатель музе€ јнатолий ƒоронин: - ј картины у нас отн€ли чуть раньше...


ƒ≈Ћќ ќ –ј¬Ќќƒ”Ў»»

—удьбе художника трудно позавидовать. Ќепризнанный и гонимый при жизни, он писал как одержимый, как будто чувствовал, что скоро уйдет. ≈сли вдруг по€вл€лс€ экстравагантный покупатель, заинтересовавшийс€ непризнанным гением, художник просто измер€л свое творчество школьной линейкой по диагонали и брал с ошарашенного коллекционера по рублю за сантиметр. » только много лет спуст€ люди замет€т, что картины ¬асильева порождают так называемый италь€нский синдром и посетители выставок и музе€ будут тер€ть сознание от безумной энергетики, которую мастер вложил в свои полотна. ”шел  онстантин ¬асильев в 34 года, как бы подтвержда€ зловещую теорию о св€зи гениальности и неизбежной ранней смерти. ’удожник погиб странно, € насчитал четыре версии его смерти: 29 окт€бр€ 1976 года был избит хулиганами в пустой электричке, выброшен на ходу из поезда, был зарублен топором, был сбит поездом на станции јнтропшино. ”головное дело прокуратурой не возбуждалось, следстви€ не было, и обсто€тельства и причины гибели  онстантина ¬асильева, наверное, так и останутс€ тайной.

ћы сидим с директором клуба в последнем уцелевшем здании - гигантской русской избе, в которой помещаетс€ детский театр, много лет работавший при музее. јнатолий ƒоронин рассказывает, как удалось вытащить из небыти€ наследство замечательного художника:

- я познакомилс€ с художником в последние годы его жизни, хот€ признание и слава пришли к ¬асильеву только после смерти. “ак часто бывает, слишком часто... ¬ 1978 году € уговорил его мать, вз€л картины ¬асильева, привез их в ћоскву. ¬ лютый мороз люди по четыре часа сто€ли на улице, чтобы попасть на выставку. ѕочти 10 лет эту выставку возили по –оссии. ћама художника, она была еще жива, сказала мне, дословно:  артины - это не дрова, чтобы возить их взад-вперед, давайте подумаем о музее.

ћесто под музей искали долго. ћать поставила единственное, но трудновыполнимое условие: она будет жить там, где наход€тс€ картины сына. ¬ 1988 году јнатолий »ванович организовал клуб, и почти сразу нашелс€ особн€к промышленника Ћианозова.

- ќт дома осталось три стены, - рассказывает јнатолий »ванович. - ѕочти дес€ть лет мы восстанавливали его, своими руками, на свои деньги. » в 1998 году музей открылс€. ѕочти три года € обивал пороги правительства ћосквы. ѕрошел каждого члена правительства, от каждого получил подпись. Ќа это ушло три года, но нам выделили землю в аренду на 49 лет под строительство ÷ентра искусств.

јнатолий »ванович выкладывает передо мной на стол кучу документов. ѕостановление правительства ћосквы: ѕредоставить  лубу любителей живописи на 49 лет участок 2,57 га. »зъ€ть из состава Ћианозовского парка культуры земельный участок. –аспор€жение правительства ћосквы за подписью ёри€ Ћужкова о строительстве на выделенном участке ÷ентра искусств. я смотрю в окно на закопченные стены сгоревшего музе€ и думаю, что единственное, чего нет пока в этой истории, - крови. Ќо это временно, потому что куш огромный, сдаватьс€ никто не собираетс€, а власти, которые когда-то подписывали все эти бумажки, истори€ с музеем интересует мало. я бы даже сказал, как-то демонстративно не интересует. ¬от только равнодушие к делу не подошьешь...

¬ ќ—јƒ≈ »Ќ¬≈—“ќ–ќ¬

Ќезадолго до смерти мать художника  лавди€ ѕарменовна передала коллекцию картин в аренду клубу. ¬округ картин, как грифы-падальщики, уже начали крутитьс€ мутные личности. ≈сть в антикварном мирке специалисты по наследникам: они ждали, когда картины отойдут старшей сестре, рассчитыва€ на ее сговорчивость. ѕо словам јнатоли€ »вановича, мать перед смертью наказала ему: Ќе позвол€й ей (сестре. - ѕрим. авт.) продавать картины. јнатолий »ванович покл€лс€ и сдержал свое обещание.  ак только нова€ хоз€йка бесценного состо€ни€ собиралась что-то продать, она обращалась к клубу, и клуб прилежно выкупал у нее картины, официально составл€€ соответствующие бумаги и акты. –азумеетс€, картины оставались в музее, который в начале XXI века уже приобрел всероссийскую известность.

„ертовщина началась в 2005 году, когда к сестре художника нашла подход нека€ Ћюбовь ¬ысоцка€, ныне проживающа€ в јнглии.  омсомолка подробно писала в свое врем€, как лихо и ловко эта дама кинула фигуриста ѕлющенко, уговорив его подписать всего одну бумажку.  ак в анекдоте, где футболист Ѕэкхем, дающий автограф, не знал, что подписывает контракт с €рославским Ўинником...

ћадам ¬ысоцка€ собиралась построить на территории музе€ два высотных здани€, пообещав сестре художника несколько квартир. Ќачалась обычна€ рейдерска€ чехарда, котора€ тогда была в диковинку. ѕоддельные подписи и протоколы, иски и изнур€ющие суды. ¬ общем, ничего нового, только с музеем было все значительно проще, так как он €вл€лс€ общественной организацией. —менил председател€ - и владей! јнатолий ƒоронин торчал у инвесторов как кость в горле. » каждый заход на цель липовые инвесторы начинали с того, что пытались устранить этого человека, который сопротивл€лс€ с упорством обреченного. јтаки не прекращались - музей как был, так и оставалс€ сладким объектом: не до конца оформленные документы на особн€к Ћианозова. ƒва собственника коллекции и музейного имущества - сестра художника и клуб периодически конфликтовали. ѕри этом стоимость картин посто€нно росла, и сейчас, по самым-самым скромным подсчетам, коллекци€ стоит свыше трех миллионов долларов! —умасшедшие деньги принадлежали физическому лицу и общественно
й организации со смешным названием  луб любителей живописи, с доверчивым и интеллигентным председателем во главе. ћне удалось дозвонитьс€ до сестры художника. «амученна€ женщина не очень хотела говорить со мной. » на мой вопрос: √де картины? - ¬алентина ¬асильева устало сказала:
ќжидание - у этой картины посетители музе€ тер€ли сознание. »таль€нский синдром - энергетика художника продолжает жить в его полотнах.

- —просите у ƒоронина, € не знаю...

я спросил. Ѕеда, по словам јнатоли€ »вановича, пришла откуда ее не ждали, от людей, которым довер€ли.

- ¬ 2002 году сестра художника хотела продать картину, одну из самых известных - ¬алькири€ над сраженным воином. » когда она нашла покупател€, пока шли переговоры, € эту картину сн€л и унес. я сдал ее на ответственное хранение в фирму „астное право. Ёто была не просто кака€-то случайна€ организаци€. ќни оказывали нам юридическую поддержку. ќдин из ее сотрудников - член ѕопечительского совета музе€. я им верил и довер€л.

ѕќ√ќЌя «ј  ј–“»Ќјћ»

ћинувшее лето принесло музею новые беды в виде странного судебного решени€: Ѕутырский суд на основании старого решени€  оломенского суда о правах на картины постановил изъ€ть из музе€ 15 полотен и передать их сестре художника. —обрание клуба в ответ постановило: перед передачей провести экспертизу всех картин музе€ на предмет их подлинности экспертами јкадемии художеств. —мею предположить, что у этого решени€ было две причины. »нвесторы не раз обвин€ли јнатоли€ ƒоронина в том, что все картины давным-давно проданы, а в музее вис€т копии. Ѕыла еще одна, сама€ веска€ причина - члены клуба хотели сохранить в целости самую крупную коллекцию картин - 82 полотна.
ѕо словам јнатоли€ ƒоронина и суд€ по тексту его за€влени€ в прокуратуру, юридическа€ фирма „астное право предложила поместить картины на территории закрытого режимного предпри€ти€ ¬осход и там же провести экспертизу.

- ћы вывозили картины на √азели. ќхранники ехали в первой машине, потом машина с картинами, потом € на своей машине. ≈хали каким-то длинным путем, зачем-то выехали на ћ јƒ. » как только выехали, ведуща€ машина перекрыла мне дорогу, а √азель рванула вперед - 100 - 120! –ванула так, что у части картин разбились стекла! я водитель опытный, догнал их. Ѕросилс€ на водител€, он стал оправдыватьс€, нести вс€кую чушь: мол, жена рожает. ”бедили мен€, что это случайно, они не собирались от мен€ отрыватьс€. Ќо когда мы разгрузили картины, мне дали фиговую расписку - мол, начальства на предпри€тии нет, печати нет. «автра придешь, все оформим. ¬ расписке было написано: я, такой-то, вз€л репродукции картин! –епродукции!!! Ѕез паспортных данных, без ничего! ƒеватьс€ мне было некуда - ночь, а везти картины в музей € бо€лс€. ќставил их до утра.

- » что вы сделали?

- я на следующий день пришел в „астное право вместе с членами клуба. » мы ходили туда как на работу, требу€, чтобы нам вернули либо картины, либо отдали договор. я дозвонилс€ до начальника режима этого ¬осхода, и он заверил мен€, что картин там уже нет. ¬ конце концов они отдали нам липовый договор от какой-то адыгейской фирмы. 28 августа € написал за€вление в прокуратуру: ... все действи€ организации „астное право €вл€ютс€ попыткой совершить рейдерский захват территории и имущества –ќќ  луб любителей живописи  . ¬асильева, а также присвоить себе картины художника  . ¬асильева.
„еловек с филином - загадочный автопортрет  онстантина ¬асильева, написанный незадолго до его смерти. ” ног художника сгорает свиток с надписью  онстантин ¬еликоросс, и плам€ превращаетс€ в дубовый побег.
„еловек с филином - загадочный автопортрет  онстантина ¬асильева, написанный незадолго до его смерти. ” ног художника сгорает свиток с надписью  онстантин ¬еликоросс, и плам€ превращаетс€ в дубовый побег.

Ќ≈ƒќ¬≈–„»¬џ≈ ё–»—“џ

 ак вы€снилось позже, все вышеописанные событи€ не были спонтанными. ” клуба вз€ли документы на здание под предлогом помощи в оформлении документов. „уть позже юристы получили протокол никогда не собиравшегос€ собрани€ клуба, на котором был назначен новый временный председатель - ¬€чеслав Ўатский. ≈го отрекомендовали как бывшего сотрудника ћ¬ƒ, который возьметс€ решать проблемы клуба в суде и прочих бюрократических организаци€х. «а день до пожара временный председатель с группой поддержки приезжал в музей за печатью клуба и документами. Ќо у музе€ оказалось множество защитников.  репкие мужики проводили гостей восво€си, а ночью музей подожгли...

ћне удалось встретитьс€ с господином Ўатским. ” мен€ был всего один конкретный вопрос, который волновал больше, чем земельный участок, здание и подделка подписей: √де наход€тс€ картины, может ли их увидеть корреспондент  омсомольской правды? ќтвет мне прислали по электронной почте: Ќет. Ќо встретитьс€ согласились. ћесто и врем€ встречи новый председатель клуба оговаривал строго по электронной почте или с помощью SMS-сообщений. Ѕо€лс€, что его записывают на диктофон. ¬стречались в метро, где господин Ўатский, отказавшись от разговора, передал мне папку с дес€тком страниц текста. Ёто было интервью с жутким названием «аклинание огн€, и его новый председатель, по-видимому, вз€л у себ€ сам. ¬ придачу он попросил корреспондента  ѕ расписатьс€ на каждой страничке второго экземпл€ра, поставив р€дом с подписью дату.

- ≈сли вы исказите мои слова, - предупредил мен€ ¬€чеслав ƒмитриевич, - встретимс€ в суде!

¬ этой истории и так слишком много судов, потому привожу самый важный фрагмент текста без искажений:

- ј что мешает организовать выставку коллекции уже сегодн€? Ёто бы способствовало ее сохранению, успокоило бы общественное мнение и разве€ло бы многие домыслы.

- ћешает не столько проблема подбора подход€щего помещени€ (старое непригодно после пожара, но это - вопрос решаемый), сколько вопросы юридического пор€дка.

 артины, можно сказать, нашлись, и очень надеюсь, что молчаща€ прокуратура, получивша€ за€вление о хищении еще 28 сент€бр€, примет какие-то меры. Ѕольше в автоинтервью ¬€чеслава Ўатского ничего интересного не было, кроме обвинений јнатоли€ ƒоронина в бесхоз€йственности и непрактичности. Ќепон€тно только, как ему удалось вообще спасти наследие замечательного художника и создать этот музей на пустом месте?

¬ћ≈—“ќ ѕќ—Ћ≈—Ћќ¬»я

„ем закончитс€ эта истори€, пока непон€тно. ћихаил «адорнов, несмотр€ на весь свой пессимизм, заверил мен€, что по люд€м, забравшим картины, сейчас работают частные сыщики. —обирают компромат. ѕоможет ли это вернуть картины в музей, не знаю. ’от€ выход из этой запутанной истории есть. ѕростой и пон€тный - признать картины  онстантина ¬асильева национальным досто€нием. ¬ этом-то, надеюсь, ни у кого нет сомнений?

 огда версталс€ номер:

—отрудник –осохранкультуры ≈рванд ÷ов€н сообщил корреспонденту  ѕ, что частные коллекции наход€тс€ вне их компетенции. Ќо за сигнал поблагодарил и заверил, что картины художника –оссию не покинут. Ѕлаго именно –осохранкультура дает разрешени€ на вывоз предметов искусства.

»« ƒќ—№≈  ѕ

 онстантин ¬ј—»Ћ№≈¬. –одилс€ в ћайкопе 3 сент€бр€ 1942 года во врем€ оккупации. ¬ырос в поселке ¬асильево под  азанью.

¬ 1954 году газета  омсомольска€ правда поместила объ€вление, что ћосковска€ средн€€ художественна€ школа при »нституте имени ¬. ». —урикова принимает одаренных в области рисовани€ детей.  онстантин ¬асильев был зачислен в эту школу, а в 1961 году с блеском окончил  азанское художественное училище. ћог писать в любой манере, переболел даже сюрреализмом. ’удожник оставил после себ€ около 400 картин, больша€ часть его творческого наследи€ - 82 полотна - хранилась в музее.

¬«√Ћяƒ — 6-го Ё“ј∆ј

 артины сгубила доверчивость

¬ этой истории осталось множество вопросов, которые сн€ть могут только компетентные люди в погонах. –азумеетс€, часть вины за утрату коллекции лежит на јнатолии ƒоронине. ¬ этом журналистском расследовании он мог бы быть главным подозреваемым, если бы не несколько важных деталей, которые его оправдывают. ћузей был делом его жизни - сейчас от этого дела остались лишь обгорелые развалины. јнатоли€ »вановича поддерживают сотни людей, которые знают его много лет. Ёто тоже дорогого стоит. —оздатель музе€ и клуба живет более чем скромно, ездит на отечественной машине с разбитой фарой. ƒеталь характерна€. ѕишет сам на себ€ за€влени€ в прокуратуру - странно, правда? Ќо самое главное, он в этой истории оказалс€ единственным, кто общалс€ с прессой.

–азумеетс€, он многого недоговаривал. ≈го доверчивость и некоторые поступки вызывали вопросы - например, когда он пр€тал картины от законной владелицы, спаса€ их от продажи. »ли, не гл€д€ и не чита€, подписывал серьезные документы. Ќо он, не стесн€€сь, рассказал про это журналисту. ѕричем не с глазу на глаз, а в присутствии других членов клуба. Ќа этом фоне упорное молчание и анонимное общение с другой стороной конфликта выгл€дит очень и очень странно. » верить им не хочетс€, а хочетс€ верить тем, с кем можешь общатьс€ гл€д€ друг другу в глаза.

јлександр ѕќЌќћј–≈¬

 

»сточник:  http://www.kp.ru/

 

–убрики:  ѕреступлени€,нелепости...


ѕроцитировано 8 раз



Kneph   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 23 ќкт€бр€ 2009 г. 19:19 (ссылка)
—обственность и »скусство: где пересекаютс€ эти пон€ти€, не жди хорошего. «накова€ ситуаци€.
ј  . ¬асильева с детства люблю, как увидела в журнале "–усский €зык за рубежом" в 1987..
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Laz88   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 23 ќкт€бр€ 2009 г. 23:22 (ссылка)
то есть музе€ теперь нет? чЄрт, слышал, что он горел, но чтоб совсем...(
на дн€х хотел сходить((((
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
–усс   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 23 ќкт€бр€ 2009 г. 23:43 (ссылка)
—уд€ по сообщени€м - остались одни стены,да и картин нет. —ходите посмотрите, а лучше с фотоаппаратом
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
REMEUR   обратитьс€ по имени —уббота, 24 ќкт€бр€ 2009 г. 17:23 (ссылка)
ƒа.....!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Nomo_Familiano   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 25 ќкт€бр€ 2009 г. 12:32 (ссылка)
ужас...
знаю это место..
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
m007kuzya   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 26 ќкт€бр€ 2009 г. 12:45 (ссылка)
так и не успел € сходить в этот музей :( —лишком долго собиралс€, всЄ времени не было... Ёх :( ≈динственный мой любимый художник... ќчень жаль :( »нтересно, чем-нибудь помочь можно? ћожет там пикет какой организовать... Ќе должно же народное досто€ние вот так вот вз€ть и пропасть!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
–усс   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 26 ќкт€бр€ 2009 г. 16:05 (ссылка)
m007kuzya, Ќа счЄт помощи € даже не знаю. я ведь не из ћосквы
Ћореле€
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—идор-сан   обратитьс€ по имени —реда, 28 ќкт€бр€ 2009 г. 06:10 (ссылка)
я потр€сЄн. Ќе знал. ќдин из любимых художников.
 (243x514, 37Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Catty_Boss   обратитьс€ по имени ѕотр€сена! —уббота, 31 ќкт€бр€ 2009 г. 17:54 (ссылка)
«нала об этом, но без подробностей. ќдин из любимых художников. ¬ерю, что картины все-таки найдутс€. ƒосто€ние русского народа.....
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
VadimNP   обратитьс€ по имени —уббота, 16 январ€ 2010 г. 09:34 (ссылка)
¬от же твари. Ќет ничего св€того. Ќи жизней, ни красоты, ни чего не жалко, лишь бы бабла срубить. ќ будущем никто не думает. Ќаследие, наши потомки никому не нужны. всем на них плевать.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку