-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в –усс

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.09.2009
«аписей: 739
 омментариев: 5043
Ќаписано: 6550

ƒаждьбог

—уббота, 12 —ент€бр€ 2009 г. 13:51 + в цитатник


ƒаждьбог (др.-русск. ƒажьбогъ, ƒажбогъ, ƒаждьбогъ, ƒажбог, ƒабог) - один из главных богов слав€нской (восточнослав€нской) мифологии, бог плодороди€ и солнечного света, лета и счасть€, живительной силы, предок кн€зей. »звестен также как: ўедрый бог и ¬ышень. ≈го основной цвет - золотой.
 

ѕервое упоминание о ƒажьбоге содержитс€ в "ѕовести временных лет" (ѕ¬Ћ), по сообщению которой, в 980 году кн€зь ¬ладимир I —в€тославович ( расно —олнышко) "постави кумиры на холму вне двора теремнаго: ѕеруна древ€на... и ’ърса, ƒажьбога, и —трибога, и —имарьгла, и ћокошь", из которого следует, что местом культа был холм (в  иеве), а на холме находилс€ кумир ƒажьбога, и здесь ему, как и другим богам, приносились жертвы (требы). ƒажьбог €вл€лс€ третьим по значимости после ѕеруна божеством в пантеоне кн€з€ ¬ладимира. ƒажьбог был включЄн в пантеон вместе с другим солнечным богом - ’орсом, что о говорит о существовании различий в их функци€х. ƒажьбог и ’орс символизировали в пантеоне небо и сто€ли, веро€тно, в двух нишах по правую руку от центральной статуи ѕеруна, слева от входа. ” русичей ƒажьбог - бог солнечного света, а бог солнечного диска - ’орс. Ќе может же —олнце быть без дневного света, поэтому ƒажьбог и ’орс всегда р€дом.


Ќаиболее содержательным €вл€етс€ фрагмент о ƒажьбоге во вставке, включЄнной в перевод отрывка из "’роники" »оанна ћапалы, наход€щегос€ в »патьевской летописи под 1144 годом: "ѕо умрьтвиш св ‘еостовъ (др.-греч. √ефест) егожь и —варога наричить и царствова сынъ его именемъ —олнце, егожь наричать ƒажьбогъ. —олнце же царь сынъ —вароговъ еже есть ƒаждьбог". ќтсюда следует св€зь ƒажьбога с —олнцем и –ќƒственные отношени€ со —варогом (сын - отец), несомненно св€занным с огнЄм.
 

Ѕ.ј. –ыбаков считал, что культ ƒажьбога, как "—олнце-цар€" восходит к скифскому культу  олакса€, сына “аргита€, прародител€ царских скифов, тракту€ им€  олакса€ через слав€нский корень "коло" (—олнце) и иранский "ксай" (владыка, царь). “аким образом, ƒаждьбог, сочетал в себе две основные функции: в природе он был подателем света, тепла и плодороди€, а в обществе - источником кн€жеской и царской власти.


 

≈щЄ одним независимым источником упоминающим об этом божестве €вл€етс€ "—лово о полку »гореве", которое повествует о ƒажьбоге как о ѕервопредке слав€н. —лав€не по тексту "—лова о ѕолку »гореве" - даждьбожии внуки (внуци):


 

"“огда при ќлзе √ориславличи се€шетс€ и раст€шеть усобицами, погибашеть жизнь ƒаждьбожа внука, в кн€жих крамолах веци человекомъ скратишась".


 

"¬ъстала обида в силах ƒаждьбожа внука, вступила девою на землю “ро€ню, въсплексала лебедиными крылы на синем море у ƒону: плещучи, упуди жирн€ времена".


 

—огласно Ѕаварскому √еографу (¬осточнофранкской таблице племЄн IX века) своей прародиной слав€не считали дунайскую страну «ар€нию: "«еру€не (Zeriuani), у которых одних есть королевство и от которых все племена слав€н, как они утверждают, происход€т и ведут свой род". ¬ русских летопис€х XVII века упом€нут прародитель слав€н по имени «ардан.

—огласно "—лову »оанна «латоуста... како первое погани веровали в идолы и требы им клали...", бог солнца и живительной силы.
 

Ёти контексты дают некоторое основание дл€ понимани€ ƒажьбога как родононачальника и покровител€ древнерусского этноса, который в свою очередь может трактоватьс€ как наследие, богатство ƒажьбога. Ќе исключено, что именно этим обсто€тельством следует объ€сн€ть наличие имен собственных типа ƒажбоговичь в украинской грамоте 14 века. ¬ более поздних источниках за редким исключением им€ ƒажьбог выступает в сильно искажЄнном виде.


 

”поминаетс€ также и в "¬елесовой книге" (в переводе Ќ.¬. —латина), например, в дощечке 1 (с. 185) (II 1, с. 72/69): "  чему нам помнить древние доблестные врем€, ид€ куда - невесть. ј так вот смотрим всп€ть и говорим, что вот, стыдимс€ мы Ќави-ѕрави-яви знать и всЄ вокруг ведать и понимать.

¬от, ƒаждьбог, сотворил нам то и это - всЄ, что существует. —вет звЄзд си€ет нам, и в бездне той ƒаждьбог подвесил «емлю нашу, чтобы она удерживаема так была. ¬от души ѕращуров, и свет€т они нам звЄздами из »ра...
 

Ќо греки напали на –усь и скверное твор€т от имени богов. ј нам-то и неведомо, мужам, куда бежать и делать что.

Ќевидимо же ѕравь устроена ƒаждьбогом. ј вслед за ней - как эта вот война - явь движетс€, и та творит жизнь нашу.  огда та отойдЄт - то смерть. явь движима и творима ѕравью. Ќавь же - после неЄ. Ќавь - до неЄ, и после - Ќавь. ј в ѕрави ж существует явь.
 

ѕолучили мы поучени€ о древнем - и душами ввергнемс€ в него. ¬от, оно ведь наше, потому как, смотри - другое уж идЄт. ¬от, всЄ, что вокруг нас, силу творит Ѕогам. ¬от зрим в себе мы это, оно дано ведь нам как дар Ѕогов, и на потребу »м. ¬едь вот, напрасны те...

¬от души наших ѕращуров из »ри€ гл€д€т на нас. » ∆ал€ плачет там о воинах и говорит, что пренебрегаем мы ѕравью-Ќавью-явью... ѕренебрегаем ведь мы этим и истинным гнушаемс€... Ѕыть внуками ƒаждьбожими мы недостойны... ƒа молим мы Ѕогов, чтоб чистыми у нас и души были, и тела, и чтобы получить нам жизнь со ѕраотцами во Ѕогах, в ѕравду слившись во единую! ƒаждьбожи внуки будем так.
 

«ри, русский ум, насколь велик ”м Ѕожеский! ≈дин ќн с нами, и ради того действуйте и с Ѕогами обр€щетесь вы воедино... Ѕренна ведь наша жизнь - и нам надлежит, как и кон€м нашим, работать, жив€ с тел€тами, овцами и нашим скотом в земл€х наших, от врагов спаса€сь на ... север..."

¬ современном обиходе богом солнечного света и плодороди€ часто считают ярило. “ака€ верси€ порождена ј.Ќ. ќстровским в его сказке "—негурочка" (1873 г.), а далее закреплена в сознании народа Ќ.ј. –имским- орсаковым в его одноимЄнной опере (1880-1881 гг.). ќднако, ярило - есть западнослав€нский яровит, нехарактерный дл€ восточнослав€нской мифологии в более ранних упоминани€х.ѕам€ть о ƒажьбоге сохранилась в народе, передава€сь изустно от поколени€ к поколению. ќ широких функци€х этого божества свидетельствует украинска€ народна€ песн€, где ƒажьбог изображаетс€ покровителем свадьбы встречающим жениха-кн€з€ на рассвете (св€зь с восходом —олнца) "меж трЄх дорог"; в другой песне относ€щейс€ к сезонному циклу ƒажьбог высылает соловушку замкнуть (запереть) зиму и отомкнуть (отпереть) лето (ср. сходные мотивы в св€зи с ¬ырием):
 

"ќй, соловейку, ти ранн≥й пташку,
ќй чого так рано ≥з вир'њчка вийшов?
Ќе сам же € вийшов, ƒажбог мене вислав -
« правоњ ручейки - л≥то в≥дмикати,
« л≥воњ ручейки - зиму замикати..."

Ёта песн€ исполн€етс€ на свадьбах, что говорит также о покровительстве ƒажьбога молодожЄнам, как бога плодороди€.

Ѕ.ј. –ыбаков возводит культ солнца и плодороди€, и культ ƒаждьбога у восточных слав€н к упом€нутому √еродотом скифскому богу √ойтосиру (јполлону), объ€сн€€ это им€ от слав€нского корн€ "гоити" (живить) и иранского "сура" (бог). «емледельцы —кифии и ѕоднепровь€ были солнцепоклонниками, принос€ жертвы на круглых жертвенниках с концентрическими солнечными кругами, изображЄнными на них.—р. мифологизированный образ земного цар€ в сербской сказке - ƒабог и следы этого персонажа в эпических песн€х о кралевиче ћарко. Ёти факты дают основание дл€ предположени€ о праслав€нских истоках имени и образа ƒажьбога. ¬ качестве отдалЄнного источника ƒажьбога определ€етс€ мифологизированна€ фигура подател€ (распределител€) благ, к которому обращаютс€ с соответствующей просьбой в ритуале, молитве и благопожелани€х (ср. рус. "ƒай, Ѕоже..."). ƒанные мифологии балтийских слав€н позвол€ют ещЄ с большей уверенностью говорить о праслав€нском характере этого божества и о некоторых его особенност€х.  ак сын —варога ƒажьбог может быть назван —варожичем. »менно это название упоминаетс€ упоминаетс€ западноевропейскими хронистами.
 

¬еро€тно, ƒаждьбог мог, вслед за —вентовитом, соотноситьс€ с јполлоном (“аргелием) как бог солнечного света. ¬ поучени€х против €зычества (ѕѕя) среди прочих богов упом€нут р€дом с јртемидой: "и приступиша къ идоломъ и начаша жрети молнiи и грому, и солнцю и луне, а друзiи ѕереуну, ’оурсу, вилам и ћокоши, уприремъ и берегын€мъ, ихже нарицають тридев€ть сестриниць, а инiи въ —варожитца верують и в јртемиду, имже невеглаши человечи мол€тс€, и куры имъ режутъ... и инеми въ водахъ потопл€еми суть. ј друзiи кладез€мъ приход€ще мол€тьс€ и въ воду мечуть.. жертву принос€ще, а друзiи огневи и каменiю, рекамъ, и источникомъ, и берегын€мъ, и в дрова - не токмо же преже въ поганьстве, но мнози и ныне то твор€тъ".

—огласно Ѕ.ј. –ыбакову им€ ƒажьбога родственно имени скифского прародител€ “аргита€, в котором он видит корень "дар". Ќекоторые исследователи сопоставл€ют им€ ƒажьбога с именем фракийского ƒашубы.
 

–елигиозные символы ƒаждьбога

–елигиозными символами этого бога €вл€ютс€ "ƒажьбог зимний" и "ƒажьбог летний". ѕри этом праздниками ƒажьбога €вл€ютс€ дни солнцесто€ний и равноденствий.
 

ƒажьбог, по всей видимости, означает "бог дарующий" (однокоренное слово "дать"), в отличие от ошибочного толковани€ "даждь" в качестве природного €влени€ (дожд€). ¬ народе и по сей день говор€т: " то рано встаЄт, тому бог подаЄт". ¬ этом смысле ƒаждьбог про€вл€ет себ€ в качестве √еро€, родственного древнегреческому ѕрометею, подарившему люд€м огонь.


 

¬полне возможно, что ƒаждьбог изображЄн на «бруческом идоле на задней грани идола в верхнем €русе.

¬ старопольском €зыке ƒажьбог в качестве имени дожил, чуть ли не до наших дней. ћожно было бы найти и иные параллели, но вместо этого упом€нЄм об интересном предположении Ќ.√усевой, отметившей возможность св€зи первого корн€ в имени этого бога с иранским "даг" - сжигать и указавшей на индийское божество ƒакша, воплощавшее творческую силу и энергию. —в€зь этого божества с огнЄм давала возможность поместить ƒажьбога в окружение —варога. ≈сли —варог не попал в пантеон кн€з€ ¬ладимира (согласно "ѕовести временных лет), то быть может, именно его место и зан€л там ƒажьбог.
 

—ие божество было так же благородное, податель вс€ких благ земных, богатств, счасть€ и благополучи€. ∆ертвовали ему только усердными молитвами и испрошением у него милости; ибо благотворение (этому божеству) не требует ничего кроме прошени€ и признательности. —в€щенными животными "подател€ благ" были волки и лебеди.

√.’ерасков именует его во "¬ладимириаде" - "ƒажбог плодовитый", ибо верили, что от него получают вс€кие блага как от неисс€каемого источника. Ѕожницу он имел в  иеве. ќн служил эмблемою благополучи€, которое обоготвор€ли древние римл€не.
 


–уна ƒажьбога.  лючевые слова: ƒобро; ѕлодородие. –уна светлого ƒажьбога, символизирует благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей истинной любви.


 

¬ажнейший атрибут этого бога, которого скандинавы почитали под именем ‘рейра, а кельты под именем ƒагды, - это рог изобили€ или, в более древней форме, котЄл неисчерпаемых благ. ѕоток даров, истекающих из этого св€щенного котла неисс€кающей рекой, и представл€ет руна ƒаждьбога.


 

¬ гадательных раскладах руна означает дары богов, приобретение, получение или прибавление чего-либо, возникновение новых св€зей или новых добрых знакомств; благополучие в целом. “акже по€вление этой руны может знаменовать собой удачное завершение какого-либо начинани€ или процесса. Ѕлиже всего руна ƒаждьбога примыкает к —таршим рунам ‘е и …ер; кроме того, некоторые аспекты еЄ значени€ соответствуют рунам »нгуз, √ебо и ƒагаз.

¬ русском народном календаре ƒаждьбогу посв€щено множество праздников, вот самые основные из них: 12-14 феврал€ - спасение ƒажьбога и ¬елеса; 16 феврал€ - ¬елес и ƒажьбог; 17 феврал€ - ќтдание праздника ¬елеса и ƒаждьбога; 18 марта считалс€ ƒнЄм ƒаждьбога; 6 ма€ также отмечаетс€ "ƒень ƒаждьбога" ("ƒаждьбог ¬ешний" или "ќвсень Ѕольшой"). ¬стреча весны.
 

ƒаждьбога также именовали —пасом, то есть спасителем «емли –усской и еЄ защитником. ѕотому €блочный (19 августа) и медовый —пас (14 августа) - это дни чествовани€ ƒажьбога-—варожича.


 

22 сент€бр€ отмечаетс€ "ќвсень ћалый" (на осеннее равноденствие), а также начало охотничьего сезона и встреча ƒажьбога и ћарены.

9 декабр€ - ƒажьбога вместе с ярилой чтут и на "ёри€ «имнего" ("ёри€ ’олодного"). ¬ исконно народной традиции это день ƒажьбога и ћарены.
 

ѕо некоторым предположени€м: ƒажьбог - сын (ипостась) Ѕога —олнца (–а). ≈го врем€ от летнего солнцесто€ни€ 21-22 июн€ до осеннего равноденстви€ (день равен ночи) 23 сент€бр€.

—лав€не верили, что ƒажьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запр€жЄнной четвЄркой белых огнегривых коней с золотыми крыль€ми. ј солнечный свет происходит от огненного щита, который ƒажьбог возит с собой. ƒважды в сутки - утром и вечером - он пересекает ќкеан-море на ладье, которую т€нут гуси, утки и лебеди. ѕоэтому слав€не приписывают особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой кон€.
 

” ƒажьбога величава€ поступь и пр€мой взгл€д, не знающий лжи. » ещЄ дивные волосы, солнечно-золотые, легко лет€щие по ветру. —ын Ќеба возит чудесный щит на лЄгкой колеснице, запр€жЄнной четвЄркой белоснежных коней, стал озар€ть красы и дивные дива «емли: пол€ и холмы, высокие дубравы и смолистые сосновые боры, широкие озЄра, вольные реки, звонкие ручейки и весЄлые родники-студенцы.


 

—имволика —олнца и ƒажьбога у слав€н св€зана с такими числовыми значени€ми, как 3, 6 и 12. »зображение —олнца - солнечное (огненное) колесо, "рогатые" круги, спирали и кресты, а также 3 круга на концах треугольника и 6 - на концах ромба. ¬еро€тно по этой причине этот бог считаетс€ покровителем 12 знаков зодиака.

ƒаждьбог восседает в золотом дворце. —ид€ на троне из золота и пурпура и €вл€€сь ипостасью —олнца он не боитс€ холода, теней и несчастий. ƒажьбог похож на красивого молодого кн€з€ с серебр€ной бородой и золотыми усами. ѕо мере того как день развиваетс€, он постепенно старитс€, но каждое утро снова омолаживаетс€.
 

¬ сербском фольклоре ÷арь-—олнце описываетс€ восседающим на златотканом пурпуровом престоле, а подле него сто€т две девы - «ор€ ”тренн€€ и «ор€ ¬ечерн€€; —емь судей - планеты и семь вестников, летающих по свету в образе хвостатых звЄзд. “ут и д€д€ его - лысый ћес€ц.

—ледует отметить, что ƒажьбог считалс€ божеством белого —вета, а не самим солнечным светилом. —олнце мыслилось как его корона. ¬ этом  ачестве ƒажьбог подобен иранскому ћитре.
 

Ќаиболее веро€тным изображением ƒаждьбога €вл€етс€ мотив "восхождени€" —олнца на кон€х, грифонах или птицах. —олнечна€ символика известна в виде "коньков" ("кн€зьков") на крышах построек (в том числе и на храмах городищ-св€тилищ тушемлинской культуры), заклинательной вышивки ("рогатые" ромбы белорусского флага, украшени€ головных уборов ("кн€жеских" диадем и свадебных кокошников).

ѕосле христианизации –уси ƒаждьбог был заменЄн св€тым Ќиколаем „удотворцем (он же Ќиколай ”годник или просто Ќикола), который, согласно народным представлени€м €вл€лс€ "подносителем даров", милостивым к бедным и нуждающимс€. ѕо другой версии христианским аналогом ƒаждьбога стал сам ’ристос, "царь небесный" и "свет", имевший к тому же солнечное число апостолов - 12, и символ креста - древнейший слав€нский сол€рный (свастичный) символ.
 

 ак полагает Ѕ.ј. –ыбаков образ ƒаждьбога тесно св€зан с образом јлександра ћакедонского в сцене его небесного восхождени€, или вознесени€, широко распространЄнной на –уси. — именем јлександра русские летописи XVII века св€зывали и начало истории племени словен (книжна€ легенда о "грамоте јлександра").

—писок использованной литературы:
1) ¬.¬. »ванов, ¬.Ќ. “опоров - »сследовани€ в области слав€нских древностей, ћ.: "Ќаука", 1974.
2) √.ј. √линка - ƒревн€€ религи€ слав€н, ћитава, 1804.
3) Ѕ.ј. –ыбаков - язычество ƒревней –уси, ћ.: "Ќаука", 1987.
4) ј.Ќ. јфанасьев - ѕоэтические воззрени€ слав€н на природу (3 тома), ћ.: "—овременный писатель", 1995.
5) Ќ.¬. —латин - ¬елесова книга (литературный перевод еЄ текстов с примечани€ми), ќмска€ областна€ типографи€, 2000.
6) ѕолное собрание русских летописей - "Ћаврентьевска€" и "»патьевска€" летописи, ћ.: јкадеми€ Ќаук ———–, 1926-1928.
7) ѕовесть временных лет (в переводе ƒ.—. Ћихачева), ћ.: "Ќаука", 1996.
8) √аврилов ƒ.ј., Ќаговицын ј.≈. - Ѕоги —лав€н. язычество. “радици€., ћ.: "–ефл-бук", 2002.


»сточник: http://slav.olegern.net


 

 

–убрики:  –усь
язычество
—лав€нска€ мифологи€
ћетки:  

ѕроцитировано 15 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку