-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в –усс

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.09.2009
«аписей: 739
 омментариев: 5043
Ќаписано: 6550

ќ смерти и погребении

—уббота, 12 —ент€бр€ 2009 г. 12:10 + в цитатник


 

ѕуть к новому всегда лежит через смерть отжившего. ѕуть к жизни извечно лежит через смерть, путь к свету - через тьму. Ќе вс€кому дано постичь сие... ћногие цен€т свою собственную жизнь выше жизни своего рода. — одной стороны оно и пон€тно - каждый человек есть продолжатель своего рода, род людьми и держитс€. Ќо с другой, когда опасность и война грозит всему твоему роду, жизнь отдельного его представител€ тер€ет вс€кий смысл. 


»ным мир кажетс€ совсем простым - когда день означает "безусловное добро", а ночь отожествл€етс€ с "абсолютным злом". Ќо без ночи не наступил бы и день, без зимы не наступило бы лето. “ак смерть - естественный цикл коловращени€, закон природы, который человеку не нарушить, ибо жизнь и смерть - две стороны одной, ¬селенской, "медали".

 

ѕо русскому обычаю в случае мучительной смерти человека над смертным одром просверливали дыры в потолке или стерне, поднимали балку матицы или "ломали" конек избы, то есть снимали его с крыши. ѕозднее стали снимать одну из досок потолка. ƒелалось это с тем, что бы "пропустить душу" умирающего, ибо дела земные не давали ей покинуть тело. ƒо сих пор в деревн€х так "освобождают" знахарей и колдунов - они за свою жизнь они прин€ли на себ€ много хворей и забот других людей, которым оказывали помощь либо наоборот насылали порчу.

 

ƒл€ того что бы "пропустить душу" так же как и про родах, в доме отвор€ли все двери и окна, снимали задвижку с печной трубы, расстегивали одежду и разв€зывали узлы по€сов. ¬ымытого и одетого по обычаю усопшего клали на скамью ногами к входной двери.

 

ѕосле смерти покойного начинали оплакивать. ¬ родноверии (€зычестве) воплощением этого плача, печали и скорби были  арна ( ручина) и ∆ел€ (∆урба) - две вечно печальные сестры, спутницы богини судеб - ћакоши. »м€ личное  арна происходит от слова "карите" - оплакивать. ∆ел€ св€занна со словами "жалость", "сожаление".

 

—естры эти - вековечные плакальщицы, божества похоронного обр€да, при этом  арна - олицетворение печали, ∆ел€ - беспредельного страдани€.  арна издает громкие траурные стенани€-вой, ∆ел€ же - тихое рыдание (не случайно в древности один из типов могильников-кладбищ называли жальниками). ¬ "—лове о полку »гореве" говоритс€: "«а ними кликну  арна и ∆л€, поскочи по –усской земле".

 

¬о времена родновери€ (€зычества) у слав€н бытовал обр€д трупосожжени€ на костре (кремаци€). ѕокойного иногда в салазках, иногда в лодке либо в ладье клали на краду (погребальный костер, дрова которого были выложены срубом).

 

ѕочему умершего клали в ладью? —огласно веровани€м путь умершего пролегал через некую водную преграду (так же символ очищени€), в фольклоре известную как река —мородина. –ека эта раздел€ет мир живых и мертвых, мир яви и Ќави, без преодолени€ ее невозможно попасть на "ту сторону" и дух человека вынужден будет вечно блуждать среди людей. »ное понимание этой реки - небесный ћлечный ѕуть, фольклорное Ѕеловодье, дорога в »рий. Ќе случайно даже кн€з€ ¬ладимира  рестител€, не сме€ нарушить древний обычай, повезли хоронить летом на сан€х-салазках. ¬ ƒревней –уси, средь бескрайних и непроходимых лесов, реки играли роль путей сообщени€ - летом по ним плавали в ладь€х, а зимой ездили по льду на сан€х.

 

ѕосле прогорани€ крады остатки костра и прах усопшего собирали в горшок или в урну. „аще всего его переносили на новое место, где над прахом насыпали курган. ¬ земле в€тичей бытовал обычай ставить горшок в специальном срубе - домовине - "на пут€х", то есть на перекрестах дорог. ќт образа этих домовин, поставленных на столбах, и пошла избушка богини смерти - бабы яги, котора€, как известно, стоит в на опушке (либо пол€не в лесу) на "курьих ногах".

 

ќбр€д похорон продолжалс€ стравой: пиром-поминками. ќсобым обр€дом поминовени€ павших за род в бою воев была тризна. ќбр€д этот включал в себ€ сост€зани€ в честь умершего, боевые игры, ратани€ и поминальные пиршества на которых часть народа оплакивала смерть человека, а друга€ часть веселилась продолжению жизни рода. ƒо сих пор в честь умершего воина салютует из стрелкового оружи€, провожа€ его в последний путь. “ризна провозглашала торжество жизненных начал над смертью. ¬ "ѕовести временных лет" упоминаетс€, что в IX веке тризна входила в похоронный обр€д в€тичей в виде конных сост€заний. ƒо сих пор на поминках существует традици€ обильного угощени€ - один из сохранившихс€ €зыческих обр€дов.

 

» по сей день на поминках ед€т кутью - поминальную кашу, и блины - символ коловращени€ жизни и смерти, а на кладбищах-жальниках оставл€ют венки как символ требы.

 

ƒлилс€ обр€д тризны три дн€ и совершалс€ обычно на кургане покойного либо в близи него. ѕо завершении на кургане оставл€лась треба теперь уже ушедшему предку.  урган досыпалс€ вторично, скрыва€ таким образом в себе остатки поминальной трапезы. »ногда на его вершине ставилс€ чур в пам€ть о покойном.

 

ѕосле похорон надо первым делом коснутс€ очага или печи. Ётим человек очищаетс€ от прикосновени€ смерти.

 

ѕочему же слав€не сжигали своих усопших по обр€ду кремации? »звечно ќгонь —варожич был у слав€н посредником меж людьми и богами. ќн €вл€ет силу богов небесных на земле. ќн оберегает и очищает от вс€кой нечисти. Ќе случайно все требы небесным богам совершались на огне. ƒоверить тело усопшего огню - значит обеспечить его пр€мую дорогу в мир предков.

 

¬ источниках есть рассказ о том как русич в разговоре с заморскими купцами насмехалс€ над обр€дом ингумации (трупоположени€): "ваши, мол, предки лежат в земле, где их поедают черви, а мы своих предков отправл€ем пр€мо к богам". ѕравду в народе говор€т: дл€ кого земл€ не станет ћатерью, дл€ того она будет могилой.

 

автор: ¬ладимир "¬арвар"
дружина "√ромовое «намение".


ѕохоронный обр€д

 

ѕростейший похоронный обр€д состоит в следующем: “јще кто умр€ше, твор€т трызну надъ нимъ, и посемъ твор€ху краду велику (особый костЄр, “крада” (крадущий из нашего мира положенные на него предметы) выкладываетс€ в виде пр€моугольника, высотой по плечи человека. Ќа 1 домовину необходимо брать в 10 раз более дров по весу. ƒрова должны быть дубовые или берЄзовые. ƒомовина же делаетс€ в виде ладьи, лодки и т.д. ѕричЄм нос ладьи став€т на закат солнца. —амым подход€щим днЄм дл€ похорон считаетс€ п€тница - день ћокоши. ѕокойника одевают во всЄ белое, закрывают белым покрывалом, кладут в домовину милодары и поминальную еду. √оршок став€т в ногах покойного. ѕокойник у в€тичей должен лежать головой на запад), и възложахуть и на краду мертвеца сожжаху (ѕоджигает старейшина, либо жрец, раздевшись по по€с и сто€ спиной к краде.  раду поджигают днЄм, на закате, чтобы покойный “видел” свет и “шЄл” вслед за уход€щим солнцем. ¬нутренность крады набита легковоспламен€ющейс€ соломой и ветками. ѕосле того, как огонь разгоритс€, читаетс€ погребальна€ молитва:

 

—е сва оне ыде ј тужде отроще одьверзещеши врата ониа. ј вейдеши в онъ - то бо есе красен »рий, ј тамо –а-река тенце, якова одел€шещеть —верьгу одо яве. ј „енслобог ученсте дне нашиа ј рещет богови ченсла сва. ј быте дне сварзеню Ќиже быте ноще. ј усекнуте ты, Ѕо се есе - €вски. ј сыи есте во дне божстем, ј в носще никий есь, »ножде бог ƒид- ƒуб-—ноп наш…

 

ѕо окончании молитвы все замолкают до тех пор, пока к небу не подниметс€ огромный столб пламени - знак того, что умерший подн€лс€ к —варге), а посем собравши кости (у —евер€н, например, прин€то было кости не собирать, а насыпать сверху малый холм, на котором устраивалась тризна. Ѕросив сверху оружие и милодары, участники тризны расходились, чтобы набрать в шлемы земли и насыпать уже большой могильный холм), вложаху в судину малу (глин€ный горшок) и постав€ху на столпе (в маленькой погребальной избушке “на курьих ножках”) на путехъ (на пути из селени€ к закату солнца), еже твор€ть ¬€тичн и ныне (обычай ставить избушки “на курьих ножках” над могилой сохранилс€ в  алужской области до 30-х годов XX века)”.

 

ќбр€ды в честь мертвых

 

¬о многих слав€нских земл€х до сих пор сохранились следы праздников в честь мертвых. Ќарод ходит на могильники 1 —ухен€ (ћарта), в час рассвета и там приносит жертвы мертвым. ƒень носит название - “Ќавий день” и также посв€шен ћорене. ¬ообще любой обр€д в честь мертвых имеет свое название - “ризна. “ризна по умершиим есть пир посв€щенный в их честь. —о временем слав€нскую “ризну, изменили в поминки. “ризна ранее представл€ла собой целый ритуал: Ќа могильник принос€т лепешек, пирогов, крашенных €иц, вина, и поминают мертвого. ѕри этом, обычно женщины и девушки причитают. ѕричитанием вообще называют плачь по покойнику, но не безмолвный, не простой истерический припадок, допускающий потерю слез часто без звука, или сопровождаемый всхлипыванием и повременными стонами. Ќет, это печальна€ песн€ потери, лишени€, которой автор,сам потерпевший или понесший лишение. јвтор таких причитаний, облива€сь горючими слезами об умершем родственнике, и будучи не в состо€нии затаить в себе душевной тревоги падает на могильник, где скрыт прах, или удар€€ себе в грудь, плачет, выража€ на распев в форме народных песен, слово сказанное ею от всей души, от всего сердца, часто глубоко прочувственное, иногда даже нос€щее в себе глубокий отпечаток народной легендарности. Ќиже приведены примеры таких песен:

 

ѕлач дочери по отцу

 

—о восточной со сторонушки ѕодымалис€ да ветры буйные —о громами да со гремучими, — молень€ми да со палючими; ѕала, пала с небеси звезда ¬се на батюшкину на могилушку… –асшиби-ка ты, √ромова стрела, ≈ще матушку да мать—сыру землю! –азвались ко с€ ты, мать—земл€, „то на все четыре стороны! —кройс€-ко да гробова доска, –аспахнитес€ да белы саваны? ќтвалитес€ да ручки белы€ ќт ретива от сердечушка. –азожмитес€, да уста сахарны€! ќбернись ко с€ да мой родимый батюшка ѕерелетным ты, да €сным соколом, “ы слетайко-с€ да на сине море, Ќа сине море, да ’валынское, “ы обмой-ко, родной мой батюшко, —о белова лица ржавщину; ѕрилети-ко ты, мой батюшко, Ќа свой ет да на высок терем, ¬се под кутисе да под окошечко, “ы послушай-ко родимый батюшко, √оре горьких наших песенок.

 

ѕлач старухи по старику

 

Ќа кого ты, милый мой, обнаде€лс€? » на кого ты оположилс€? ќставл€ешь ты мен€, горе горькую, Ѕез теплова свово гнездышка!… Ќе от кого то горе горькой. Ќету мне слова ласкова, Ќет то мне слова приветлива. Ќет то у мен€, горе горькие, Ќи роду то, ни племени, Ќи поильца мне, ни кормильца… ќстаюсь то €, горе горька€, —тарым то €, старешенька, ќдна, да одинешенька. –аботать мне — изможень€ нет. Ќет - то у мен€ роду—племени; Ќе с-кем мне думу—думати, Ќе с-кем мне слово молвити: Ќет у мен€ милова ладушки.

 

ѕосле причитаний устраивалась тризна. ≈сть также народные тризны, во врем€ которых пам€тствует весь народ. ¬ современности, народ совершает такую тризну на –адуницу или ¬еликдень(ѕасха). ѕесни, €вства, и причитани€ доставл€ют отраду душам умерших и они за это, живым внушают полезную мысль или совет.



 
–убрики:  –усь
язычество
ћетки:  

ѕроцитировано 7 раз



√алина_Ѕикмуллина   обратитьс€ по имени —уббота, 12 —ент€бр€ 2009 г. 20:01 (ссылка)
»нтересна€ информаци€, спасибо! ¬з€ла себе!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени ¬торник, 16 ћарта 2010 г. 14:50 (ссылка)
¬ы написали: "ѕосле прогорани€ крады остатки костра и прах усопшего собирали в горшок или в урну. „аще всего его переносили на новое место, где над прахом насыпали курган. ¬ земле в€тичей бытовал обычай ставить горшок в специальном срубе - домовине - "на пут€х", то есть на перекрестах дорог. ќт образа этих домовин, поставленных на столбах, и пошла избушка богини смерти - бабы яги, котора€, как известно, стоит в на опушке (либо пол€не в лесу) на "курьих ногах"."

вы не могли бы сказать, где вы почерпнули такую информацию? книги? авторы?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать ветку
ѕерейти к дневнику

¬торник, 16 ћарта 2010 г. 15:21ссылка
к сожалению, это было давно. ѕоэтому источник € не помню
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку